От болезней нежного возраста не застрахованы и взрослые

От болезней нежного возраста не застрахованы и взрослые
Фото: Олег Кузьмин / архив gnkk.ru

Когда-то корь, краснуха, коклюш считались почти исключительно болезнями нежного возраста. В нашем славном советском детстве прививки делали точно в срок, и, став взрослыми, мы этими хворями практически не болели. Сегодня ситуация изменилась – все чаще этими инфекциями заражаются взрослые люди, а переносят они их гораздо тяжелее.

Яркий пример – корь. В 2024 году в Европейском регионе (53 страны Европы и Центральной Азии) ею переболели 127,5 тысячи человек – это самый высокий показатель с 1997 года. Были зафиксированы и смерти – в Румынии, Франции. Коклюшем в 2024 году в Европейском регионе заболели почти 300 тысяч человек, рост за год – сразу в три раза.

В России ситуация спокойнее, все-таки у нас традиционно стараются соблюдать Национальный календарь профилактических прививок. Но и у нас взрослые люди все чаще подхватывают «детские» инфекции – движение «антиваксеров» сказало свое слово.

Фото: Александр Купцов

Об этом мы побеседовали с заведующим инфекционным отделением № 1 Красноярской БСМП им. Н. С. Карповича, врачом высшей категории Владимиром Черных.

– Владимир Игоревич, почему взрослые люди подхватывают болезни, которые принято считать «детскими»?

– «Детская» инфекция – это, по существу, возбудитель, циркулирующий на всей территории страны и мира – где-то больше, где-то меньше. Но такие, например, вирусные заболевания, как корь, краснуха, паротит, сами по себе обладают стопроцентной контагиозностью: человек непривитый и ранее не болевший, а значит, не имеющий специфического иммунитета, при встрече с этой инфекцией обязательно заболеет. Таков канон, это физиология, точнее патофизиология.

А сейчас у нас имеется большая прослойка людей, которые были в свое время привиты, но прошло уже достаточно времени, и их иммунитет закономерно угас. Еще одна прослойка тех, кто находится в группе риска, – «антипрививочники», которые сознательно отказывались в установленные сроки прививаться, когда это было нужно.

– Вы имеете в виду взрослых, которые отказывались прививать своих детей?

– В том числе. Но есть еще и ревакцинации во взрослом возрасте. Например, от кори последняя прививка положена в 23–25 лет. Многие от нее отказывались.

Еще одна причина – активный поток мигрантов из стран ближнего зарубежья: Таджикистан, Узбекистан, в меньшей степени Киргизия, Казахстан, где вакцинальные кампании не проводятся в принципе: там от ряда перечисленных инфекций не прививаются, люди болеют, у них на родине огромные очаги инфекции. Приезжая сюда, они привозят эти инфекции нам.

В Европе проблема та же самая. Там огромное количество мигрантов из северных территорий Африки, с Ближнего Востока… У них иммунного барьера, можно считать, нет, кампании по вакцинированию давно не проводились, вот они и получили рост заболеваемости.

Фото: Руслан Рыбаков

А чем больше привитого населения, тем крепче и надежней так называемый иммунный щит. Сейчас в нем бреши. И это касается как раз основных «детских» заболеваний: корь, краснуха, коклюш, паротит, ветрянка. Корь шагает по России. К счастью, про эпидемию мы не говорим, но количество заболевших значительное: за три года заболеваемость выросла более чем вдвое.

– Какова ситуация у нас в крае?

– В целом – стабильная. Хотя у нас была вспышка кори – и среди взрослых, и среди детей – в 2024 году. Болели целыми семьями, подъездами. Мы ее успешно погасили. У нас в инфекционном отделении лежали наиболее сложные пациенты, со всеми случаями мы справились, летальных исходов не было. Тем не менее это достаточно серьезный вызов здравоохранению: одномоментно большое количество заболевших с высококонтагиозной инфекцией.

Сплюнем три раза через плечо, краснухи пока очень мало, затишье у нас по этому заболеванию. Но если так случится, что она вернется, мы тоже получим серьезный вызов, потому что эта болезнь несет большие угрозы, в том числе для беременных на ранних сроках.

Паротит. Здесь катастрофы тоже не наблюдается, заболеваемость «мерцает», но она есть. Нужно проводить активную кампанию по вакцинации. То же касается коклюша. Все это – как раз следы двухтысячных-нулевых, когда была такая тенденция в обществе – совершенно по разным причинам родители отказывались прививать своих детей. Сейчас дети выросли и болеют – тем, от чего не привиты. Мало того, некоторые из них уже и своих детей не прививают, а это может иметь не только медицинские, но и экономические последствия. Например, взрослый пациент, переболевший коклюшем, может выбыть из трудоспособного состояния на срок до полугода, поскольку эта болезнь бывает с отдаленными последствиями.

– Что нужно делать, чтобы поставить заслон вспышкам таких болезней?

– Здесь единственный эффективный путь борьбы: проводить кампанию по вакцинации, пропагандировать ее. Есть исключение: не вакцинируются те, у кого есть к этому медицинские противопоказания. Всем остальным вакцинироваться обязательно! Заботясь не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, окружающих тебя людей.

Фото: Олег Кузьмин / архив gnkk.ru

– А как вообще прививаться во взрослом возрасте? Если человек не помнит, от чего и когда он был привит, прививался ли вообще? Как понять, что тебе пора делать ревакцинацию?

– Любая вакцинация – это исключительно медицинское мероприятие. Показания и противопоказания к ней определяет только лечащий врач. Прежде всего ваш участковый терапевт. Но и сам гражданин должен следить за своим здоровьем. Для этого у нас и проводится диспансеризация. Можно во время нее поинтересоваться у терапевта, не положена ли вам ревакцинация. А можно просто прийти на прием, чтобы решить с врачом этот вопрос. Узнать, есть ли у вас иммунитет от тех болезней, о которых мы говорим, сейчас довольно просто. Сдается ровно один анализ крови – на антитела, или, говоря медицинским языком, на напряженность иммунитета. Он совершенно точно покажет так называемый референс пограничной нормы, в соответствии с которым врач решит – нужна вам ревакцинация от той или иной инфекции или нет. Не стесняйтесь спрашивать его об этом!

Группа риска

– Особенно важно сдать анализ на антитела и, по необходимости, пройти ревакцинацию людям из группы риска: пожилым, тем, кто часто болеет, у кого ослаблен иммунитет, кто часто выходит на работу с больничного, толком не долечившись, – подчеркивает врач. – У пожилого человека иммунитет работает хуже, поэтому и «детские» заболевания будут протекать дольше, тяжелее. Например, ветрянка поражает центральную нервную систему, может поражать легкие, это серьезное заболевание. Корь – тем более. От нее, помимо легких, страдает и сердце. Коклюш тоже несет угрозу тяжелейшего поражения легких. Дифтерия – опять страдает сердце: у некоторых иммунных пациентов дело может закончиться и пересадкой этого органа.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 января 2026
Зачем растет минимум
Для миллионов россиян, чьи зарплаты едва дотягивают до существующего МРОТ, рост минималки означает реальное улучшение финансового положения. Повышение минимального дохода
Без рубрики
27 января 2026
Важная связь с историей
В Красноярском крае более 700 школьных музеев. Как считают специалисты, именно эти экспозиции работают на развитие личности маленького человека и
Без рубрики
26 января 2026
В Красноярском крае действует более 40 пунктов оказания помощи малышам до трех лет
Любая мама очень внимательно относится к достижениям своего крохи. Вовремя он пополз или пошел? Внук у соседей уже начал произносить
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности