Когда-то корь, краснуха, коклюш считались почти исключительно болезнями нежного возраста. В нашем славном советском детстве прививки делали точно в срок, и, став взрослыми, мы этими хворями практически не болели. Сегодня ситуация изменилась – все чаще этими инфекциями заражаются взрослые люди, а переносят они их гораздо тяжелее.
Яркий пример – корь. В 2024 году в Европейском регионе (53 страны Европы и Центральной Азии) ею переболели 127,5 тысячи человек – это самый высокий показатель с 1997 года. Были зафиксированы и смерти – в Румынии, Франции. Коклюшем в 2024 году в Европейском регионе заболели почти 300 тысяч человек, рост за год – сразу в три раза.
В России ситуация спокойнее, все-таки у нас традиционно стараются соблюдать Национальный календарь профилактических прививок. Но и у нас взрослые люди все чаще подхватывают «детские» инфекции – движение «антиваксеров» сказало свое слово.

Фото: Александр Купцов
Об этом мы побеседовали с заведующим инфекционным отделением № 1 Красноярской БСМП им. Н. С. Карповича, врачом высшей категории Владимиром Черных.
– Владимир Игоревич, почему взрослые люди подхватывают болезни, которые принято считать «детскими»?
– «Детская» инфекция – это, по существу, возбудитель, циркулирующий на всей территории страны и мира – где-то больше, где-то меньше. Но такие, например, вирусные заболевания, как корь, краснуха, паротит, сами по себе обладают стопроцентной контагиозностью: человек непривитый и ранее не болевший, а значит, не имеющий специфического иммунитета, при встрече с этой инфекцией обязательно заболеет. Таков канон, это физиология, точнее патофизиология.
А сейчас у нас имеется большая прослойка людей, которые были в свое время привиты, но прошло уже достаточно времени, и их иммунитет закономерно угас. Еще одна прослойка тех, кто находится в группе риска, – «антипрививочники», которые сознательно отказывались в установленные сроки прививаться, когда это было нужно.
– Вы имеете в виду взрослых, которые отказывались прививать своих детей?
– В том числе. Но есть еще и ревакцинации во взрослом возрасте. Например, от кори последняя прививка положена в 23–25 лет. Многие от нее отказывались.
Еще одна причина – активный поток мигрантов из стран ближнего зарубежья: Таджикистан, Узбекистан, в меньшей степени Киргизия, Казахстан, где вакцинальные кампании не проводятся в принципе: там от ряда перечисленных инфекций не прививаются, люди болеют, у них на родине огромные очаги инфекции. Приезжая сюда, они привозят эти инфекции нам.
В Европе проблема та же самая. Там огромное количество мигрантов из северных территорий Африки, с Ближнего Востока… У них иммунного барьера, можно считать, нет, кампании по вакцинированию давно не проводились, вот они и получили рост заболеваемости.

Фото: Руслан Рыбаков
А чем больше привитого населения, тем крепче и надежней так называемый иммунный щит. Сейчас в нем бреши. И это касается как раз основных «детских» заболеваний: корь, краснуха, коклюш, паротит, ветрянка. Корь шагает по России. К счастью, про эпидемию мы не говорим, но количество заболевших значительное: за три года заболеваемость выросла более чем вдвое.
– Какова ситуация у нас в крае?
– В целом – стабильная. Хотя у нас была вспышка кори – и среди взрослых, и среди детей – в 2024 году. Болели целыми семьями, подъездами. Мы ее успешно погасили. У нас в инфекционном отделении лежали наиболее сложные пациенты, со всеми случаями мы справились, летальных исходов не было. Тем не менее это достаточно серьезный вызов здравоохранению: одномоментно большое количество заболевших с высококонтагиозной инфекцией.
Сплюнем три раза через плечо, краснухи пока очень мало, затишье у нас по этому заболеванию. Но если так случится, что она вернется, мы тоже получим серьезный вызов, потому что эта болезнь несет большие угрозы, в том числе для беременных на ранних сроках.
Паротит. Здесь катастрофы тоже не наблюдается, заболеваемость «мерцает», но она есть. Нужно проводить активную кампанию по вакцинации. То же касается коклюша. Все это – как раз следы двухтысячных-нулевых, когда была такая тенденция в обществе – совершенно по разным причинам родители отказывались прививать своих детей. Сейчас дети выросли и болеют – тем, от чего не привиты. Мало того, некоторые из них уже и своих детей не прививают, а это может иметь не только медицинские, но и экономические последствия. Например, взрослый пациент, переболевший коклюшем, может выбыть из трудоспособного состояния на срок до полугода, поскольку эта болезнь бывает с отдаленными последствиями.
– Что нужно делать, чтобы поставить заслон вспышкам таких болезней?
– Здесь единственный эффективный путь борьбы: проводить кампанию по вакцинации, пропагандировать ее. Есть исключение: не вакцинируются те, у кого есть к этому медицинские противопоказания. Всем остальным вакцинироваться обязательно! Заботясь не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, окружающих тебя людей.

Фото: Олег Кузьмин / архив gnkk.ru
– А как вообще прививаться во взрослом возрасте? Если человек не помнит, от чего и когда он был привит, прививался ли вообще? Как понять, что тебе пора делать ревакцинацию?
– Любая вакцинация – это исключительно медицинское мероприятие. Показания и противопоказания к ней определяет только лечащий врач. Прежде всего ваш участковый терапевт. Но и сам гражданин должен следить за своим здоровьем. Для этого у нас и проводится диспансеризация. Можно во время нее поинтересоваться у терапевта, не положена ли вам ревакцинация. А можно просто прийти на прием, чтобы решить с врачом этот вопрос. Узнать, есть ли у вас иммунитет от тех болезней, о которых мы говорим, сейчас довольно просто. Сдается ровно один анализ крови – на антитела, или, говоря медицинским языком, на напряженность иммунитета. Он совершенно точно покажет так называемый референс пограничной нормы, в соответствии с которым врач решит – нужна вам ревакцинация от той или иной инфекции или нет. Не стесняйтесь спрашивать его об этом!
Группа риска
– Особенно важно сдать анализ на антитела и, по необходимости, пройти ревакцинацию людям из группы риска: пожилым, тем, кто часто болеет, у кого ослаблен иммунитет, кто часто выходит на работу с больничного, толком не долечившись, – подчеркивает врач. – У пожилого человека иммунитет работает хуже, поэтому и «детские» заболевания будут протекать дольше, тяжелее. Например, ветрянка поражает центральную нервную систему, может поражать легкие, это серьезное заболевание. Корь – тем более. От нее, помимо легких, страдает и сердце. Коклюш тоже несет угрозу тяжелейшего поражения легких. Дифтерия – опять страдает сердце: у некоторых иммунных пациентов дело может закончиться и пересадкой этого органа.



