Один из главных организаторов первого экосаммита компания «Норникель» уже не раз становилась инициатором широкого общественного диалога на тему экологии. Имея передовой опыт в деле сохранения биоразнообразия планеты через проекты и программы, компания выступает российским лидером внедрения лучших экопрактик, формирует культуру экологичного образа жизни.
Под защитой компании
На первом экосаммите был представлен круг экспертов из разных стран, которые обозначили экотренды и обобщили российский и международный опыт, в том числе в области эковолонтерства. Участники смогли найти новых партнеров для проектов, присоединиться к экослету волонтеров «Норникеля», внести вклад в обустройство территорий нацпарка «Красноярские Столбы» и фан-парка «Бобровый лог».
Под эгидой компании вот уже шесть лет проходит экомарафон «Понеслось», а его участники реализуют крупные проекты в разных городах страны. Например, строят экопросветительские тропы – Тропу саамов на Кольском полуострове и Тропу северного оленя в Норильске, заботясь об одном из главных символов Арктики.
Популяция оленей, белых медведей – под защитой компании. Как отметила Людмила Поплавская, представитель Минприроды РФ, в центре внимания государства – проект по сохранению 13 приоритетных видов животных:
– Мы приветствуем, что частные компании берут под защиту животных, хотим и далее сотрудничать с компаниями, которые занимаются восстановлением биоразнообразия.
Важно отметить, что все экоакции компании – часть долгосрочной стратегии устойчивого развития «Норникеля». Принципы устойчивого развития – это глобальный договор на уровне Организации Объединенных Наций (ООН). Он включает и экологическую политику, и политику сохранения биологического разнообразия, и оценку воздействия на окружающую среду.
Светлана Ивченко, директор департамента устойчивого развития «Норникеля», на открытии экосаммита подчеркнула, что в компании принята стратегия в области экологии и изменения климата:
– Стратегия предполагает шесть наиболее важных сфер с точки зрения нашего воздействия на окружающую среду: изменение климата, воздух, вода, управление хвостохранилищами и отходами, почва и биоразнообразие. Также приоритетом компании выступает развитие городов присутствия, благополучие их жителей. Вокруг этих целей и сгруппированы наша политика, инвестпрограммы и все усилия.
Масштаб поражает: стратегия рассчитана на десять лет, и общий бюджет мероприятий превышает полтриллиона.
Как считает кандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета Юрий Благов, компании, которые сегодня могут подобным образом сочетать собственные бизнес-интересы с интересами планеты, смогут выжить на рынке:
– Проблема устойчивого развития – это глобальная проблема. Проблема разнообразия – одна из наиболее острых и наиболее важных. Нужно говорить о том, какую роль в решении этих проблем должна играть Россия и какую роль – отдельные российские компании. Те из них, кто является ведущими, в этом плане вполне соответствуют мировому тренду.
По международным стандартам
Уровень принятой стратегии «Норникеля» подчеркивают ее ожидаемые результаты: не просто снизить остроту некоторых экологических угроз, а избавиться от них полностью. По словам Станислава Селезнева, директора департамента экологии и промбезопасности «Норникеля», необходимо в течение 10 лет добиться соответствия международным экостандартам:
– Наша цель – занять лидирующие позиции в отрасли в области зеленой повестки. Через большую программу, ряд системных изменений мы придем к ней. В Заполярном филиале будет прекращен выброс серы в атмосферу, Норильск выйдет из списка самых грязных городов страны. Также в приоритете качество воды, которую мы сбрасываем. Ее очистка будет усилена через новую технологию. Наша глобальная задача – чистая Арктика. К тому же мы не просто убираем мусор, а ищем способы его переработки.
Комплексный подход компании отметил и. о. председателя Общественного совета при Минприроды РФ Александр Закондырин, напомнив, что «Норникель» не только реализует свои проекты, но и поддерживает сторонние инициативы:
– Федеральный проект «Чистая Арктика», который запущен летом 2021 года, – это совместный проект государства в лице Миприроды, гражданского общества, экспертных организаций, корпоративных структур. Хотел бы поблагодарить компанию «Норникель» за поддержку проекта. Только синергия всех участников, включая добровольцев, позволит решить застарелые проблемы мусорного следа в Арктике.
О трудности внедрения международных стандартов по сохранению биоразнообразия говорили на экспертной площадке в «Зеленой гостиной» деловой части экосаммита. Вадим Петров, сопредседатель – статс-секретарь общероссийской общественной организации «Экологическая палата России», обозначил узкие места:
– Если взять гидростанции, то у нас законодательство обозначает необходимость санитарно-защитной зоны и зоны затопления. А за рубежом в обязательный список входит и состояние водохранилища, участков реки ниже по течению. Поэтому мы разработали проект, как российским компаниям можно соответствовать международным стандартам. Хотим предложить инициативу на рассмотрение в Арктический совет. Например, по арктической зоне региона Баренцева моря. Там вместе с иностранными коллегами нужно унифицировать списки редких растений и животных. Лаборатория Красной книги ведет такую работу.
В «Зеленой гостиной» обсуждали много и других тем – от мультибрендового волонтерства и экопросвещения до экотуризма и сотрудничества бизнеса с НКО. По словам директора департамента социальной политики «Норникеля» Игоря Сухотина, такие форматы в рамках саммита позволяют максимально эффективно обмениваться опытом:
– Мы ждем от саммита опыта, смотрим, что делают другие, и соотносим себя с существующими практиками. Здесь выступают эксперты из Англии, Франции и разных регионов России. Программа саммита буквально организована по принципу кафе – вы можете попробовать любую «кухню», посмотреть на любые практики и выбрать те направления, которые интересны вам и вашей группе компаний.
Фишфрендли и гринвошинг
Если говорить о международном уровне защиты природы, не обойтись без английских терминов. Для тех же гидростанций есть понятие «фишфрендли-турбина». То есть дружелюбная к рыбам.
А отчетов, составленных по методу «гринвошинга», то есть придания экологического камуфляжа своим действиям, нужно избегать и заниматься реальными проектами.
О том, как ученые идут в ногу с металлургической компанией, помогая «ремонтировать природу», рассказал Евгений Боровичев, заместитель председателя ФИЦ Кольского научного центра (КНЦ) РАН по научной работе:
– КНЦ – старейшая организация в Арктике, сразу задумывалась как поставщик технологий. На полуострове развернуты предприятия по добыче и обогащению руды. И параллельно ученые разработали технологии, чтобы мониторить реакцию природы на воздействие и ей помогать. Пустоши возле Мончегорска успешно рекультивируют, отстойники шахтных вод очищаются с помощью биоплато – спецрастений, которые перерабатывают азот.
КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО
Зеленая бомбежка и фокус на переработку
Участники экосаммита поделились успешными практиками в области корпоративного волонтерства и зеленой повестки.
Ася Вильд, руководитель направления социальных проектов и благотворительности «Леруа Мерлен»:
– Одним из ярких форматов, который привлек внимание, стала «семенная бомбежка» – мы кидали шарики из глины, компоста и семян различных растений на пустырях, газонах, где не хватало насаждений. Мы продаем товары из древесины и занимаемся лесовосстановлением. Перед постройкой магазинов и складов мы получаем визу экологов. В одном из городов мы попали в зону обитания летучих мышей и построили им домики.
Ольга Суроткина, региональный руководитель по внешним связям и коммуникациям «Coca-Cola HBC Россия»:
– Мы развиваем нашу волонтерскую программу уже в течение 20 лет. Она имеет разные направления: переработка отходов, помощь местным сообществам, донорство, благотворительность, развитие инклюзивного общества. Каждый сотрудник компании может выбрать активность, которая ему интересна. Эконаправление мы создали в первую очередь, для нас корпоративная и социальная ответственность – это стратегия, принятая до 2025 года.