В этом году Красноярской железной дороге исполняется 120 лет. Почетным гостем праздничных мероприятий, которые пройдут в начале августа, станет человек, знакомый даже людям, далеким от железной дороги, – почетный гражданин Красноярского края Геннадий ФАДЕЕВ. О нем – наш рассказ сегодня.
В истории развития российских железных дорог Геннадий Матвеевич Фадеев – фигура легендарная. Дважды он назначался министром путей сообщения Российской Федерации (в 1992–1996 и в 2002–2003 годах), а в 2003–2005-м был первым президентом ОАО «Российские железные дороги». Почетный железнодорожник, награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Андрея Первозванного.
Значительная часть жизни и трудовой биографии Геннадия Фадеева связана с Красноярским краем. В 1967–1979-м он был начальником трех отделений Восточно-Сибирской железной дороги (Нижнеудинское, Тайшетское, Красноярское), а в 1979–1984 годах – начальником Красноярской железной дороги.
Обладая по-настоящему государственным мышлением, Геннадий Матвеевич увидел серьезную проблему: зажатый горами Красноярск уже с трудом справлялся с интенсивно растущим железнодорожным трафиком. Необходимо было выводить сортировку грузовых составов из города. Но для этого надо было строить обход и новый железнодорожный мост. Идея была поддержана тогдашним руководством края, и прежде всего первым секретарем крайкома КПСС Павлом Федирко.
Одно из самых счастливых воспоминаний Геннадия Матвеевича: он заложил первый камень в основание нового железнодорожного моста, будучи начальником Красноярского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. А в ранге начальника Красноярской железной дороги уже принимал готовый объект. Сегодня этот мост известен каждому красноярцу как мост «777», а сортировочная станция Красноярск-Восточный – одна из крупнейших в Сибири и на Дальнем Востоке.
Но коллегам Геннадий Фадеев запомнился не только как инициатор и исполнитель грандиозных планов. В жизни выдержанный и вежливый человек, он пользовался огромным авторитетом и уважением подчиненных. Прежде всего потому, что понимал, что главное богатство дороги – люди, которые на ней работают. Для них, для людей, в годы руководства дорогой Геннадия Фадеева было сделано очень много. Построены стадион «Локомотив», хирургический корпус дорожной больницы, школа, лабораторный корпус железнодорожного техникума, санаторий-профилакторий, жилой дом на Стрелке.
– Когда мы построили огромный и красивый жилой дом в историческом месте Красноярска – на Стрелке, то все квартиры в нем получили только рабочие, – вспоминает Геннадий Матвеевич. – Я специально хотел, чтобы не было разговоров о том, что железнодорожники построили в одном из самых красивых мест города дом для начальства.
И это не дежурная фраза, а четкая жизненная позиция, с которой Геннадий Матвеевич прошел большой путь от дежурного по путям до министра и президента одной из крупнейших железнодорожных компаний мира.