В службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края люди приходят с разными проблемами. Кого-то волнует, не обанкротится ли застройщик, с которым заключен договор долевого участия. Кто-то считает, что ему неправильно насчитали сумму перерасчета за отопление. У кого-то давние претензии к управляющей компании. Как не потеряться в этом море житейских вопросов и сохранить желание помочь людям? Об этом мы беседуем с руководителем службы Евгением СКРИПАЛЬЩИКОВЫМ.
Понизить барьеры
– Евгений Николаевич, у вашей службы такое огромное количество полномочий, что возникает два вопроса. Первый: вы можете все? И второй: как вы все это успеваете делать?
– Конечно, мы можем не все, хотя полномочий действительно очень много. Наши надзорные функции сгруппированы по трем большим направлениям: строительный надзор, жилищный надзор и лицензионный контроль и долевое строительство.
Что касается того, как мы все успеваем, то здесь мы стремимся следовать новым государственным подходам в реформировании контрольной деятельности. К примеру, в этом году пересмотрели организационную структуру в части строительного надзора. За счет этого удалось снизить административную нагрузку на бизнес в два раза.
– Каким образом?
– Раньше у нас отделы строились по функциональному принципу. Отдельно пожарный надзор, отдельно санитарный, отдельно энергонадзор и т. д. Соответственно на один и тот же объект в разное время выезжали специалисты по каждому из направлений, проводили проверки, составляли каждый свой протокол, акт, предписание. После реорганизации отделы строятся по принципу территориального зонирования. Проверки теперь проводятся комплексно с участием всех необходимых специалистов. Вместо многочисленных бумаг по итогам обследования составляется единый акт и единое предписание. Таким образом, мы сократили количество «походов» на объекты, но не в ущерб качеству проверок. Такой же подход мы применили и в сфере жилищного контроля. Здесь административную нагрузку удалось снизить на 50 процентов. Несколько иная ситуация с надзором за долевым строительством. Здесь мы увеличили отдел на пять штатных единиц, но при этом не увеличили, в сравнении с прошлым годом, количество проверок. Зато их качество, по моему мнению, выросло в разы.
Эта нелегкая доля
– Означает ли это, что случай, подобный банкротству «Реставрации», не повторится?
– К сожалению, до последнего времени эффективного механизма защиты от преднамеренного банкротства застройщика создать не удалось. «Реставрацию» проверяли все, и по документам все было нормально. А то, что руководство занималось махинациями и документы были подложными, выяснилось только во время следствия. Надеюсь, что переход к эскроу-счетам изменит эту ситуацию.
– Есть группа компаний, которые, хотя и не являются банкротами, ведут строительство крайне медленными темпами. Дома годами стоят незавершенными. Участники долевого строительства, вложившие свои деньги в эти объекты, вполне обоснованно подозревают, что застройщик находится в предбанкротном состоянии. Как власть реагирует на эту ситуацию, чтобы не допустить появления новых «Стройтехник» и «Реставраций»?
– Власть следит за этими объектами очень внимательно, в режиме еженедельного мониторинга. Ими занимаются штабы в районных администрациях, межведомственная комиссия в министерстве строительства, в которую включены представители правоохранительных и налоговых органов, депутаты. На этих комиссиях постоянно присутствуют и сами дольщики.
Конечно, любой из участников долевого строительства может при срыве сроков ввода дома в эксплуатацию в одностороннем порядке расторгнуть договор и вернуть деньги, но в большинстве своем они все-таки настроены на получение квартиры. Поэтому, как правило, идут навстречу застройщику, договариваясь о продлении сроков.
Действительно, на многих площадках работы ведутся крайне медленно, но они ведутся. И с большой долей вероятности под пристальным контролем власти и участников будут доведены до конца.
– А что с пострадавшими дольщиками «Реставрации»?
– Несмотря на то что страховой механизм показал себя неработоспособным, ситуация разрешилась очень хорошо. Практически все обманутые дольщики уже получили компенсацию. Этой задачей занимался федеральный фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства. Безусловно, большой вклад в ее решение внесло правительство Красноярского края и лично губернатор. Благодаря этой совместной работе Красноярский край – фактически единственный из регионов России, где в текущем году в массовом масштабе решены проблемы обманутых дольщиков.
Подсчитали – прослезились
– И все же, к счастью, пострадавшие от недобросовестных застройщиков у нас в меньшинстве. Куда больше тех, кто считает себя пострадавшими от поборов энергетиков. Получив квитанцию с весенним перерасчетом за тепловую энергию, многие не верят в правильность этих цифр. И тогда арбитром становится ваша служба. Кстати, и вам тоже не верят, когда вы не находите ошибок в расчетах.
– Бывает и хуже. Человек приходит к нам, рассчитывая уменьшить сумму платежа, а в результате нашей проверки она увеличивается. Справедливости ради стоит отметить, что чаще ошибки делаются в другую сторону. Так, в текущем году выполнен перерасчет денежных средств по 7 186 жилым помещениям в многоквартирных домах. Возвращено более 19,4 миллиона рублей. Доначислено более 715 тысяч.
Вообще это один из самых сложных и тяжелых вопросов в нашей деятельности. Но я надеюсь, что скоро он останется в прошлом в связи с переходом на оплату отопления по фактическому потреблению – такой эксперимент, как известно, начнется в ряде городов нашего края уже в 2020 году. Надеюсь, что он пройдет успешно и шквал обращений граждан по перерасчету за тепловую энергию уйдет в прошлое.
– Вашу службу считают и едва ли не самым действенным механизмом, побуждающим управляющие компании заниматься своим делом – качественным обслуживанием домов.
– Самый действенный механизм – по любому вопросу сначала обратиться в управляющую компанию. Жилищным законодательством установлены четкие сроки, в которые УК должна ответить либо принять меры к устранению нарушений. Если этого не делается, то у нас появляется возможность воздействия на управляющую компанию.
Дело в том, что сегодня у нас отсутствует возможность плановых проверок по УК. Мы «видим» их, только когда появляются обращения граждан. А недостатки такого подхода очевидны. Во-первых, мы имеем право проверять лишь конкретные вопросы, указанные в обращении. Во-вторых, обязаны уведомить об этом управляющую компанию. Поэтому зачастую, когда мы приходим, все недостатки устранены, проверять нечего и управляющую компанию привлечь не за что. Мы пишем, что недостатки устранены. А через два дня все начинается заново, потому что проблема решена методом тяп-ляп, лишь бы проверка ничего не нашла. В итоге и нам плохо, и гражданам плохо, хорошо только управляющей компании.
Возможно, нам вернут плановые проверки. Но сейчас, чтобы как-то разрешить ситуацию, мы начали эксперимент – выезды в УК с целью профилактики, которые мы называем не проверками, а осмотрами. Во время этих осмотров мы знакомимся с конкретными компаниями, их специалистами, советами домов.
– Есть ли у вас какой-нибудь свой рейтинг УК?
– Мы скорее ведем собственный неформальный «антирейтинг».
НА ЗАМЕТКУ
Получить необходимую разъяснительную информацию о деятельности службы строительного надзора и жилищного контроля, графике приема граждан должностными лицами службы можно на сайте krasnadzor.ru либо в приемной руководителя службы по телефону 8 (391) 212-46-31 в рабочие дни с 9:00 до 18:00. Обед с 13:00 до 14:00. Кроме того, в будние дни с 9:00 до 20:00 работает телефон горячей линии по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению 8-800-333-7007.