От котлована до текущего крана

От котлована до текущего крана

В службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края люди приходят с разными проблемами. Кого-то волнует, не обанкротится ли застройщик, с которым заключен договор долевого участия. Кто-то считает, что ему неправильно насчитали сумму перерасчета за отопление. У кого-то давние претензии к управляющей компании. Как не потеряться в этом море житейских вопросов и сохранить желание помочь людям? Об этом мы беседуем с руководителем службы Евгением СКРИПАЛЬЩИКОВЫМ.

Понизить барьеры

– Евгений Николаевич, у вашей службы такое огромное количество полномочий, что возникает два вопроса. Первый: вы можете все? И второй: как вы все это успеваете делать?

– Конечно, мы можем не все, хотя полномочий действительно очень много. Наши надзорные функции сгруппированы по трем большим направлениям: строительный надзор, жилищный надзор и лицензионный контроль и долевое строительство.

Что касается того, как мы все успеваем, то здесь мы стремимся следовать новым государственным подходам в реформировании контрольной деятельности. К примеру, в этом году пересмотрели организационную структуру в части строительного надзора. За счет этого удалось снизить административную нагрузку на бизнес в два раза.

– Каким образом?

– Раньше у нас отделы строились по функциональному принципу. Отдельно пожарный надзор, отдельно санитарный, отдельно энергонадзор и т. д. Соответственно на один и тот же объект в разное время выезжали специалисты по каждому из направлений, проводили проверки, составляли каждый свой протокол, акт, предписание. После реорганизации отделы строятся по принципу территориального зонирования. Проверки теперь проводятся комплексно с участием всех необходимых специалистов. Вместо многочисленных бумаг по итогам обследования составляется единый акт и единое предписание. Таким образом, мы сократили количество «походов» на объекты, но не в ущерб качеству проверок. Такой же подход мы применили и в сфере жилищного контроля. Здесь административную нагрузку удалось снизить на 50 процентов. Несколько иная ситуация с надзором за долевым строительством. Здесь мы увеличили отдел на пять штатных единиц, но при этом не увеличили, в сравнении с прошлым годом, количество проверок. Зато их качество, по моему мнению, выросло в разы.

Эта нелегкая доля

– Означает ли это, что случай, подобный банкротству «Реставрации», не повторится?

– К сожалению, до последнего времени эффективного механизма защиты от преднамеренного банкротства застройщика создать не удалось. «Реставрацию» проверяли все, и по документам все было нормально. А то, что руководство занималось махинациями и документы были подложными, выяснилось только во время следствия. Надеюсь, что переход к эскроу-счетам изменит эту ситуацию.

– Есть группа компаний, которые, хотя и не являются банкротами, ведут строительство крайне медленными темпами. Дома годами стоят незавершенными. Участники долевого строительства, вложившие свои деньги в эти объекты, вполне обоснованно подозревают, что застройщик находится в предбанкротном состоянии. Как власть реагирует на эту ситуацию, чтобы не допустить появления новых «Стройтехник» и «Реставраций»?

– Власть следит за этими объектами очень внимательно, в режиме еженедельного мониторинга. Ими занимаются штабы в районных администрациях, межведомственная комиссия в министерстве строительства, в которую включены представители правоохранительных и налоговых органов, депутаты. На этих комиссиях постоянно присутствуют и сами дольщики.

Конечно, любой из участников долевого строительства может при срыве сроков ввода дома в эксплуатацию в одностороннем порядке расторгнуть договор и вернуть деньги, но в большинстве своем они все-таки настроены на получение квартиры. Поэтому, как правило, идут навстречу застройщику, договариваясь о продлении сроков.

Действительно, на многих площадках работы ведутся крайне медленно, но они ведутся. И с большой долей вероятности под пристальным контролем власти и участников будут доведены до конца.

– А что с пострадавшими дольщиками «Реставрации»?

– Несмотря на то что страховой механизм показал себя неработоспособным, ситуация разрешилась очень хорошо. Практически все обманутые дольщики уже получили компенсацию. Этой задачей занимался федеральный фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства. Безусловно, большой вклад в ее решение внесло правительство Красноярского края и лично губернатор. Благодаря этой совместной работе Красноярский край – фактически единственный из регионов России, где в текущем году в массовом масштабе решены проблемы обманутых дольщиков.

Подсчитали – прослезились

– И все же, к счастью, пострадавшие от недобросовестных застройщиков у нас в меньшинстве. Куда больше тех, кто считает себя пострадавшими от поборов энергетиков. Получив квитанцию с весенним перерасчетом за тепловую энергию, многие не верят в правильность этих цифр. И тогда арбитром становится ваша служба. Кстати, и вам тоже не верят, когда вы не находите ошибок в расчетах.

– Бывает и хуже. Человек приходит к нам, рассчитывая уменьшить сумму платежа, а в результате нашей проверки она увеличивается. Справедливости ради стоит отметить, что чаще ошибки делаются в другую сторону. Так, в текущем году выполнен перерасчет денежных средств по 7 186 жилым помещениям в многоквартирных домах. Возвращено более 19,4 миллиона рублей. Доначислено более 715 тысяч.

Вообще это один из самых сложных и тяжелых вопросов в нашей деятельности. Но я надеюсь, что скоро он останется в прошлом в связи с переходом на оплату отопления по фактическому потреблению – такой эксперимент, как известно, начнется в ряде городов нашего края уже в 2020 году. Надеюсь, что он пройдет успешно и шквал обращений граждан по перерасчету за тепловую энергию уйдет в прошлое.

– Вашу службу считают и едва ли не самым действенным механизмом, побуждающим управляющие компании заниматься своим делом – качественным обслуживанием домов.

– Самый действенный механизм – по любому вопросу сначала обратиться в управляющую компанию. Жилищным законодательством установлены четкие сроки, в которые УК должна ответить либо принять меры к устранению нарушений. Если этого не делается, то у нас появляется возможность воздействия на управляющую компанию.

Дело в том, что сегодня у нас отсутствует возможность плановых проверок по УК. Мы «видим» их, только когда появляются обращения граждан. А недостатки такого подхода очевидны. Во-первых, мы имеем право проверять лишь конкретные вопросы, указанные в обращении. Во-вторых, обязаны уведомить об этом управляющую компанию. Поэтому зачастую, когда мы приходим, все недостатки устранены, проверять нечего и управляющую компанию привлечь не за что. Мы пишем, что недостатки устранены. А через два дня все начинается заново, потому что проблема решена методом тяп-ляп, лишь бы проверка ничего не нашла. В итоге и нам плохо, и гражданам плохо, хорошо только управляющей компании.

Возможно, нам вернут плановые проверки. Но сейчас, чтобы как-то разрешить ситуацию, мы начали эксперимент – выезды в УК с целью профилактики, которые мы называем не проверками, а осмотрами. Во время этих осмотров мы знакомимся с конкретными компаниями, их специалистами, советами домов.

– Есть ли у вас какой-нибудь свой рейтинг УК?

– Мы скорее ведем собственный неформальный «антирейтинг».

НА ЗАМЕТКУ

Получить необходимую разъяснительную информацию о деятельности службы строительного надзора и жилищного контроля, графике приема граждан должностными лицами службы можно на сайте krasnadzor.ru либо в приемной руководителя службы по телефону 8 (391) 212-46-31 в рабочие дни с 9:00 до 18:00. Обед с 13:00 до 14:00. Кроме того, в будние дни с 9:00 до 20:00 работает телефон горячей линии по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению 8-800-333-7007.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности