В этой рубрике мы будем рассказывать о людях, которые в разные периоды истории возглавляли территорию по имени Красноярский край. Но покуда историю нельзя разрывать, сегодня мы обратимся к корням, к дальнему времени, тому, что предшествовало его рождению.
Как все начиналось
Первые отряды промысловиков, служилых людей стали проникать сюда еще с конца XVI века. В 1598 г. отряд Федора Дьякова впервые достиг берегов Енисея. Но долго русские здесь не задерживались. Лишь с основанием на реке Таз Мангазейского острога была создана прочная база для утверждения русского влияния на приенисейской земле. В 1607 г. основано первое в нашем крае постоянное русское поселение – Туруханское зимовье (впоследствии город Туруханск). Проникновение россиян в Восточную Сибирь шло по реке Кеть – правому притоку Оби. В 1619 г. по этой дороге прошел отряд служилых людей под руководством сына боярского Албычева и стрелецкого сотника Черкаса Рукина, основавших город Енисейск. В первой половине семнадцатого века в бассейне Енисея появляются деревянные крепости-остроги Красноярск (1628), Ачинск (1641), Канск (1636). Первыми русскими жителями края были служилые казаки. Коренное население особенно не возражало против русского присутствия.
Тотальное переселение
Особо значимый период в истории Приенисейского края связан с реформами Михаила Сперанского. В 1819 г. этот известный российский политический деятель был отправлен с самыми широкими полномочиями для проведения ревизии Сибири. Причиной ревизии оказалось совершенно неудовлетворительное положение дел в управлении и хозяйственном развитии региона. При дворе и в периодической печати раздавались голоса о бесполезности сибирских владений для страны. Сперанскому вменялось в обязанность выяснить причины бедственного положения дел и найти способы устранения недостатков.
В результате реформ Сперанского вся Сибирь была разделена на два генерал-губернаторства: Иркутское и Томское. Каждое из них включало в себя несколько губерний. В составе Иркутского генерал-губернаторства в 1822 г. была образована Енисейская губерния. Центром ее определили город Красноярск. Через него проходил Московский тракт, соединявший город с центром страны. Оказавшийся в стороне от тракта Енисейск потерял прежнее значение. Первым губернатором стал Александр Петрович Степанов. Он выгодно отличался от всех предшествующих начальников честностью, неподкупностью, радением о вверенной ему губернии. Его преемники были далеко не всегда столь щепетильны.
Управление губернией определялось законами Российской империи. Во главе ее стоял гражданский губернатор, который сосредоточивал в своих руках административную, военную, судебную власть. При губернаторе действовал совет, который должен был ограничивать его власть, но в действительности роль этого совета была невелика, поскольку в него входили чиновники, лично зависимые от губернатора.
Территория губернии в основном совпадала с современным Красноярским краем (за исключением Хакасии). Она была разделена на пять округов: Енисейский, Красноярский, Канский, Минусинский и Ачинский. В составе Енисейского округа был Туруханский край.
По территории Енисейская губерния превосходила любое из европейских государств, но плотность населения была одной из самых низких не только в России, но и в Сибири. Приток населения шел в основном за счет переселенцев из европейской части России, а также ссыльных и каторжных. В приенисейских землях осело около 30 тысяч крестьян из Вологодской, Вятской, Пермской, Ярославской, Орловской, Пензенской губерний. Большинство переселенцев закреплялось в южных районах Енисейской губернии, где были лучшие условия для земледелия. Как в XVIII, так и в XIX веке главным способом наделения крестьян землей было захватное право. Крестьянин брал столько свободной земли, сколько мог обработать.
Золотая лихорадка
В 30-е годы XIX в. в экономике губернии произошли существенные изменения. Началась добыча золота, расцвет которой пришелся на 1840-1850-е годы. К 1847 г. в Приенисейском крае насчитывалось 119 приисков, в основном в бассейнах рек Казыр, Кизир, Амыл, Сисим, Бирюса, Удерей, Пит, Подкаменная Тунгуска. Губернию охватила золотая лихорадка. Люди самых разных сословий и чинов бросились добывать золото. По стоимости произведенной продукции золотопромышленность оставила позади все остальные отрасли промышленности вместе взятые. На золотых приисках в разные годы было занято 20-30 тыс. рабочих. Города Енисейск и Красноярск переживали период бурного подъема. Деньги лились рекой. Прибыль золотопромышленников составляла порой 800-850 %. Однако золото отнюдь не способствовало коренной перестройке хозяйства губернии. Оно скорее сыграло роль экономического наркотика. Крупные добытчики вкладывали деньги не в развитие промышленности, а в предметы роскоши, вели веселую и разгульную жизнь. Уровень остальных отраслей промышленности в губернии был совершенно ничтожен.
В конце XIX в. по территории Енисейской губернии прошла Транссибирская магистраль. Первый пробный поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 г. Это событие привело к существенным изменениям как в хозяйственной, так и в общественной жизни региона.
К концу первого десятилетия ХХ в. несколько оживилась местная промышленность. Проходит техническое перевооружение золотодобывающих предприятий. В экономику губернии начинают активно внедряться крупные российские банки и иностранный капитал. Однако крупных промышленных предприятий в губернии было очень немного – это Красноярские железнодорожные мастерские (2000 рабочих), Знаменский стеклозавод (900 рабочих), Иланское железнодорожное депо (700 рабочих), Абаканский железоделательный завод (500 рабочих), медный рудник «Юлия» (650 рабочих). Остальные предприятия и по количеству работников, и по объему производимой продукции были очень невелики.
Новая эра
О победе Октябрьской революции в Красноярске стало известно 27 октября. А в ночь на 29 октября отряд революционных солдат под командованием Сергея Лазо захватил узловые пункты города – банк, казначейство, телеграф, губернскую типографию. Красноярский губернский Совет рабочих и солдатских депутатов объявил о переходе к нему всей полноты власти и об отстранении от должности губернского комиссара Крутовского. Акция большевиков не всем пришлась по душе, красноярские эсеры, меньшевики и кадеты выступили против самоуправства Совета и осудили переворот в Петрограде. Ачинская городская дума объявила о разрыве всяческих отношений с большевистским Советом. Отказалось признать Советскую власть и енисейское казачество. Колчаковские власти вернули прежние порядки и попытались восстановить порядок в губернии. Однако и они не слишком преуспели в созидании. Насильственные мобилизации в армию, реквизиции продовольствия, жестокий террор вызвали недовольство у населения.
В 1920-е годы правительство СССР активно занималось реорганизацией административно-территориального деления страны. В 1925 г. Енисейская губерния была ликвидирована. Ее территорию поделили на пять округов: Ачинский, Канский, Красноярский, Минусинский, Хакасский. Они перешли в состав Сибирского края с административным центром в Новосибирске. 7 декабря 1934 г. вследствие разукрупнения Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев был образован Красноярский край.
Сергей Комарицын, кандидат исторических наук
Мы мало знаем об этих людях
О руководителях края первых двадцати лет практически ничего неизвестно, хотя под их руководством проходила индустриализация, во время войны были приняты десятки эвакуированных предприятий, потом создавалась новая экономика, открывались вузы и театры; тогда, в общем-то, Красноярский край и превратился в один из самых могучих регионов страны.
Мы мало знаем об этих людях. И причин этому несколько. У нас очень слабая гуманитарная традиция. Написанной политической истории края 1930-1950-х годов попросту нет. Нет исследователей той эпохи, как, впрочем, и многих других. Власть у нас, в отличие от других регионов Сибири, никогда не проявляла особого интереса к истории. В Иркутске, Томске, Улан-Удэ и даже в Чите история является предметом постоянного обсуждения, выходят книги, ставятся памятники…
В официозной версии, представленной в разных презентационных альбомах и книгах, у нас все начинается со строительства ГЭС, алюминиевого завода и других великих строек социализма. Это наследие советских времен. В изданиях типа «Очерков красноярской партийной организации» вообще не упоминались фамилии руководителей края до Кокарева. Это было вызвано двумя обстоятельствами: некоторые из них были репрессированы, о чем тогда не принято было говорить, другие были чем-то скомпрометированы. Вообще, у нас издана только одна книга, где говорится о первых руководителях края. Это «Каинова печать» Анатолия Семеновича Ильина, она вышла десять лет назад. Сейчас, к 80-летию, из нее выдергивают какую-то информацию (не всегда грамотно) и не ссылаются на источник.