Трубопровод Куюмба – Тайшет, перекачивающий сырье с месторождений севера Красноярского края в систему «Восточная Сибирь – Тихий океан» для поставки на отечественные нефтеперерабатывающие заводы и рынки стран АТР, – один из самых молодых нефтепроводов России. Транспортировка по нему идет с начала 2017 года. Для его создания были использованы уникальные разработки и новейшие методики.
Строительство нефтепровода Куюмба – Тайшет эксперты относят к числу наиболее сложных проектов «Транснефти». Два года – на подготовку проекта, три – на то, чтобы проложить 700-километровую магистраль сквозь красноярскую тайгу.
– Среди приоритетов проекта – сохранение арктической природы в первозданном виде, – подчеркнул генеральный директор ООО «Транснефть – Восток», организации-эксплуатанта нефтепровода Денис Чеплянский. – Уникальные конструкции опор, применение системы термостабилизации вечномерзлых грунтов, новые теплоизоляционные материалы, позволяющие без негативных последствий для природы транспортировать нефть на сотни километров через тайгу, – это лишь небольшая часть передовых научных разработок, позволяющих обеспечить безопасную и надежную работу нефтяной магистрали в условиях Севера.
Параллельно сооружению трубопровода компания (впервые собственными силами) возводила объекты внешнего энергоснабжения. На трассе – 1 433 опоры различной высоты, часть которых пришлось монтировать на вечной мерзлоте с использованием свайных фундаментов и термостабилизаторов. Уникальная часть проекта – переход через Ангару. Под каждую из четырех переходящих опор высотой 125 м вбито по 96 свай длиной 11 м. Перепад высот между берегами более 230 м. Протяженность линий электропередачи 2 065 м.
В состав МН «Куюмба – Тайшет» входят две нефтеперекачивающие станции, головная – ГНПС-1 «Куюмба», и промежуточная – НПС-2 «Юрубчен». На каждой из них имеется резервуарный парк для приема нефти. На «Куюмбу» черное золото приходит с Куюмбинского месторождения.
– До недавнего времени учет нефти осуществлялся косвенным методом статических измерений при помощи резервуаров объемом 20 000 кубометров, – говорит начальник ГНПС «Куюмба» Алексей Щербаков. – Но в мае 2021 года завершено строительство системы измерения количества и показателей качества нефти, и с июня нефть, пройдя через нее, поступает в резервуарный парк ГНПС.
От «Куюмбы» до «Юрубчена» нефть идет по трубопроводу диаметром 530 мм, там он меняется на больший (720 мм): на станцию поступают дополнительные объемы нефти Юрубчено-Тохомского нефтегазового месторождения. Практически все крупные наземные объекты, в том числе резервуары, установлены на свайных фундаментах с вентилируемым подпольем – НПС-2 «Юрубчен» возведена на вечной мерзлоте.
– Чтобы ее не потревожить, под каждым товарным резервуаром установлено по 505 двенадцатиметровых свай, – поясняет начальник НПС № 2 «Юрубчен» Мунир Халитов. – Между сваями – сезонные термостабилизаторы грунта, поддерживающие по всей глубине постоянную отрицательную температуру. Стенка резервуара – из специальной легированной стали с возможностью применения в условиях Крайнего Севера. По всей площади идет утепление пеностеклом, а сверху – профлист. Это позволяет поддерживать требуемую температуру внутри резервуара.
В 2020 году на нефтепроводе внедрена единая система диспетчерского управления, которая позволяет осуществлять функции централизованного управления перекачкой нефти с обеспечением защиты нефтепровода от перекрытия потока нефти, превышения нормативного давления. Для этого используется централизованная система противоаварийной автоматики.
Богучаны