От Куюмбы до Тайшета Современный магистральный нефтепровод действует на базе инновационных технологий

От Куюмбы до Тайшета Современный магистральный нефтепровод действует на базе инновационных технологий
Фото предоставлено пресс-службой ООО «Транснефть – Восток»

Трубопровод Куюмба – Тайшет, перекачивающий сырье с месторождений севера Красноярского края в систему «Восточная Сибирь – Тихий океан» для поставки на отечественные нефтеперерабатывающие заводы и рынки стран АТР, – один из самых молодых нефтепроводов России. Транспортировка по нему идет с начала 2017 года. Для его создания были использованы уникальные разработки и новейшие методики.

Строительство нефтепровода Куюмба – Тайшет эксперты относят к числу наиболее сложных проектов «Транснефти». Два года – на подготовку проекта, три – на то, чтобы проложить 700-километровую магистраль сквозь красноярскую тайгу.

– Среди приоритетов проекта – сохранение арктической природы в первозданном виде, – подчеркнул генеральный директор ООО «Транснефть – Восток», организации-эксплуатанта нефтепровода Денис Чеплянский. – Уникальные конструкции опор, применение системы термостабилизации вечномерзлых грунтов, новые теплоизоляционные материалы, позволяющие без негативных последствий для природы транспортировать нефть на сотни километров через тайгу, – это лишь небольшая часть передовых научных разработок, позволяющих обеспечить безопасную и надежную работу нефтяной магистрали в условиях Севера.

Параллельно сооружению трубопровода компания (впервые собственными силами) возводила объекты внешнего энергоснабжения. На трассе – 1 433 опоры различной высоты, часть которых пришлось монтировать на вечной мерзлоте с использованием свайных фундаментов и термостабилизаторов. Уникальная часть проекта – переход через Ангару. Под каждую из четырех переходящих опор высотой 125 м вбито по 96 свай длиной 11 м. Перепад высот между берегами более 230 м. Протяженность линий электропередачи 2 065 м.

В состав МН «Куюмба – Тайшет» входят две нефтеперекачивающие станции, головная – ГНПС-1 «Куюмба», и промежуточная – НПС-2 «Юрубчен». На каждой из них имеется резервуарный парк для приема нефти. На «Куюмбу» черное золото приходит с Куюмбинского месторождения.

– До недавнего времени учет нефти осуществлялся косвенным методом статических измерений при помощи резервуаров объемом 20 000 кубометров, – говорит начальник ГНПС «Куюмба» Алексей Щербаков. – Но в мае 2021 года завершено строительство системы измерения количества и показателей качества нефти, и с июня нефть, пройдя через нее, поступает в резервуарный парк ГНПС.

От «Куюмбы» до «Юрубчена» нефть идет по трубопроводу диаметром 530 мм, там он меняется на больший (720 мм): на станцию поступают дополнительные объемы нефти Юрубчено-Тохомского нефтегазового месторождения. Практически все крупные наземные объекты, в том числе резервуары, установлены на свайных фундаментах с вентилируемым подпольем – НПС-2 «Юрубчен» возведена на вечной мерзлоте.

– Чтобы ее не потревожить, под каждым товарным резервуаром установлено по 505 двенадцатиметровых свай, – поясняет начальник НПС № 2 «Юрубчен» Мунир Халитов. – Между сваями – сезонные термостабилизаторы грунта, поддерживающие по всей глубине постоянную отрицательную температуру. Стенка резервуара – из специальной легированной стали с возможностью применения в условиях Крайнего Севера. По всей площади идет утепление пеностеклом, а сверху – профлист. Это позволяет поддерживать требуемую температуру внутри резервуара.

В 2020 году на нефтепроводе внедрена единая система диспетчерского управления, которая позволяет осуществлять функции централизованного управления перекачкой нефти с обеспечением защиты нефтепровода от перекрытия потока нефти, превышения нормативного давления. Для этого используется централизованная система противоаварийной автоматики.

Богучаны

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 мая 2022
Красноярцам предлагают провести в музеях две ночи
Музейная ночь в мае растянется аж на два дня. Часть музеев Красноярска решили выступить со своими проектами уже в пятницу
Принят закон, необходимый для поддержки погорельцев
Вчера, 19 мая, состоялась сессия Законодательного собрания, где обсуждался единственный вопрос – законопроект «О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в
20 мая 2022
Уверенной поступью
Пока бывшие европейские и заокеанские «партнеры» суетятся вокруг очередного (не помню уже, какого по счету) пакета антироссийских санкций и никак