Год за годом Красноярский край становится экспериментальной площадкой для самых разных образовательных проектов. Для этого, как считает исполняющая обязанности министра образования и науки Красноярского края Светлана МАКОВСКАЯ, есть множество предпосылок: особенность расположения региона, большое количество малокомплектных школ и уникальная педагогическая школа, которая у нас сложилась. Как переживает край изменения, происходящие в современном образовании, что ждать школьникам и учителям в следующем учебном году и как заставить выпускников педагогических вузов выбирать работу по специальности? На эти и другие, не менее важные, вопросы ответила Светлана Ивановна в преддверии первого сентября.
Регион гуманитариев
– Светлана Ивановна, как можно оценить итоги Единого экзамена в этом году?
– ЕГЭ прошел очень объективно. Меры были приняты серьезные. Уменьшилось количество пунктов проведения экзамена – и мы смогли улучшить контроль. Система доставки контрольно-измерительных материалов в этом году была другой – нам доставляли их спецсвязью. Вели видеонаблюдение, запись с камер транслировалась в режиме онлайн, и общественные наблюдатели могли видеть, как проходит экзамен. Все это позволило провести Единый государственный экзамен 2014 года на высоком уровне. Мы получили объективную картину и очень рады, что каких-либо серьезных провалов нет. Конечно, есть результаты, которые нас не устраивают, будем над этим работать.
– Какие предметы огорчили?
– Физика – результаты этого года существенно отличаются от предыдущего. Еще несколько лет назад, когда Единый экзамен вводился, физику дети практически не выбирали, а сейчас для Красноярского края особенно важно развитие инженерного образования – необходимы естественные науки. Последние два-три года мы старались работать так, чтобы дети чаще выбирали предметы естественно-научного цикла, включая физику. Делали упор на повышение качества преподавания математики и физики. И действительно – положительная тенденция есть, физику стали выбирать, но результат… Очень много ребят не справились. Если сравнивать с предыдущими годами, 9 % написали ЕГЭ неудовлетворительно, в этом – 18 %.
– Как будет проводиться анализ?
– Мы тщательно проанализируем результаты каждого класса, каждой школы, контрольно-измерительные материалы, которые были. Нужно понять: с какими заданиями школьники не справились? Почему именно с этими? Что нужно поменять в содержании или методике обучения? Как программа соотносится со сложными заданиями? Может быть, используются не те технологии решения задач по физике или стоит уделить внимание времени изучения разделов? Необходимо проанализировать кадровый состав преподавателей физики.
Это предмет серьезного исследования, которое проведет центр оценки качества, сами муниципальные образования и институт повышения квалификации. Возможно, нужно изменить подход в повышении квалификации педагогов по физике. Обязательно будут семинары для учителей и на уровне Федерации, потому что физику в этом году написали не очень хорошо по всей России.
– А математику?
– В этом году лучше, чем в предыдущие годы. Средний балл несколько выше, чем в среднем по России. На уровне края разработана концепция повышения качества математического образования. Мы создали центр повышения качества математического образования при институте повышения квалификации, в течение последних двух лет уделяли особое внимание переподготовке учителей. Целенаправленная работа дала плоды.
Средний балл по математике в Российской Федерации 39,6, мы написали – 44,9. Конечно, получили наивысший балл по физике и математике в наших специализированных классах. В течение нескольких лет мы ведем физико-математические классы совместно с СФУ – ребята учатся на базе красноярских школ: 13-й гимназии, 7-го лицея. Естественно-научный блок также хорошо представлен в канских гимназии и лицее, «Росатом-классах» в Зеленогорске, Красноярском кадетском корпусе. К примеру, математику в физматклассах при 13-й гимназии написали на 78,9 балла, в крае – 44,9, в 7-м лицее результат 75 баллов.
– Кроме математики, еще какими результатами можем похвастаться?
– Выше, чем по России, оценки по истории. 48 баллов – Красноярский край, общероссийский – 45,7. Литература – общероссийский 54 балла, наш – 56,6. Литературу и русский язык наши ребята традиционно выполняют хорошо. Если построить график результатов ЕГЭ за разные годы по разным предметам, станет видно, что русский язык у нас растет линейно – год за годом пишем лучше. Математика, к сожалению, обладает некой синусоидой – то хорошо, то плохо. В Сибири живут грамотные ученики-гуманитарии. Но краю, который развивается как регион с инновационной экономикой, нужны люди с инженерным образованием.
– Какие изменения ждут школьников в 2015 году?
– Достаточно серьезные, таких изменений мы долго добивались. Все они нацелены на то, чтобы уйти от «файловой» оценки знаний, которую предполагает тест. Минобрнауки планирует ввести сочинение (ребята будут писать его в декабре) – оно будет определенным допуском к экзамену. Оценка только «зачтено» – «не зачтено». Будет возможность пересдать. Почему мы считаем это изменение важным? Потому что только сочинение формирует навыки логичного изложения мыслей, включения не памяти, а мышления. Учителям в этом году придется потрудиться.
Разрешено сдавать ряд предметов сразу после окончания их изучения. Например, географию мы заканчиваем учить в 10-м классе, можно будет ее сдать, не дожидаясь 11-го класса. Есть ряд организационных изменений, в частности, в апреле ЕГЭ смогут сдавать выпускники прежних лет, раньше не разрешалось. Ведется разговор о возможности пересдавать экзамен. Хотя в 2015 году этого пока не будет. Главное, что дает Единый экзамен сейчас, – право выбора: абитуриент может поступить в несколько вузов на несколько специальностей.
ПТУ теперь не будет
– Можно ли сейчас говорить о результатах реформы профессионального образования? Как проходит процесс укрупнения учебных заведений?
– Среднее профессиональное образование переживает сейчас серьезные изменения, о результатах говорить пока рано. Предприятия вышли на другой уровень, и им нужны принципиально другие кадры – высококвалифицированные рабочие. Поэтому начального профессионального как отдельного уровня теперь нет – ПТУ ушли в прошлое. Все учреждения должны стать средними профессиональными – и это не формальное объединение. Меняется не только организационная структура, но и содержание обучения. Главная цель – создать профессиональные центры, которые будут иметь хорошую материальную базу и обучать по тем специальностям, которые востребованы экономикой Красноярского края.
С первого сентября мы реализуем экспериментальный федеральный проект дуального образования, когда подготовка выпускника ведется в двух направлениях – теория и практика. Работодатель на своих площадях организует практику. Обучение и овладение практическими навыками дает совсем другой результат. Только так можно подготовить квалифицированные кадры.
Повышение качества подготовки кадров – одна из задач, которые поставил передо мной как руководителем отрасли временно исполняющий обязанности губернатора Виктор Александрович Толоконский. Кадровая проблема, особенно в сфере производства, достаточно остра. Краю нужны высококвалифицированные кадры, которые смогут работать на инновационных предприятиях, юристов и экономистов у нас уже достаточно.
– С какими трудностями столкнулся край при модернизации профессионального образования?
– Это непростой процесс, и он будет идти не один год. Мы создаем высокотехнологичные центры – центр сварки, центр сельского хозяйства, центр машиностроения… Например, создан очень интересный центр совместно с компанией «Рок Пилларс» – они развернули производство прямо на базе техникума. Такая подготовка позволяет выпускнику быть конкурентоспособным.
Сейчас на ряд профессий достаточно большой конкурс: автослесари, сварщики, каменщики, трактористы – все эти профессии востребованы. После окончания училищ и колледжей трудоустраиваются 60 %.
– Лето уже закончилось. Как прошла оздоровительная кампания?
– Нынче мы сделали упор на увеличение лагерей с профильными сменами. У нас работала традиционная краевая летняя школа, есть профильные смены спортсменов, интеллектуально одаренных детей, творчески одаренных.
Особое внимание было уделено отдыху детей, которые находятся в детских домах. Размещаем таких ребят в общих оздоровительных учреждениях – приучаем детей-сирот выстраивать отношения в обществе, а детей из полных семей – определенной толерантности, вниманию, заботе. В оздоровительном лагере «Зеленые горки», где я была в разгар сезона, в смене были и одаренные дети, которые лекции по химии на английском слушали, и маленькие детки из Партизанского детского дома.
Впервые отправили 50 детей в Крым – в основном это ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию или оставшиеся без попечения родителей. У них нет возможности уехать на море самостоятельно. В первый же день они звонили нам, рассказывали с восторгом о море…
Проблемной темой для нас остается инфраструктура – все лагеря построены в советский период. У нас реализуется краевая программа – строим быстровозводимые корпуса, столовые, медблоки…
Школы строятся
– Все ли школы подготовлены к новому учебному году? Какова ситуация с бесплатными учебниками?
– Приемка школ практически завершена: 1 сентября начнет работу 1 131 школа. Последние несколько лет ежегодно вводятся в строй по четыре-пять новых школ в сельских территориях. В этом году шесть. Одну ввели в январе – в Филимоново Канского района, четыре – к 1 сентября, одну – чуть позже. Две школы – в Тагаре и Зеледеево Кежемского района, школа в деревне Лакино Большемуртинского района, в поселке Кордово Курагинского района, в поселке Пинчуга Богучанского района.
Современные школы со всей инфраструктурой, большим спортивным блоком, в котором можно заниматься всем селом. Школа – это определенный социокультурный центр. В сельской местности у детей должны быть условия не хуже, чем в городе. Появление новой школы буквально возрождает деревню – это как раз и есть то комплексное развитие села, о котором говорил и. о. губернатора края Виктор Толоконский. Эффективная работа аграрного сектора, по мнению временно исполняющего обязанности губернатора, невозможна без развития культуры, спорта и в первую очередь – образования.
Школы строятся, учебники мы закупили в полном объеме. Все как положено, включая учебники по труду и физкультуре. В принципе, фондов достаточно, чтобы учебники были у всех ребят.
– А как дела с педагогическими кадрами?
– Дефицит есть. Ситуации, когда предмет не ведется, нет. Но тогда приходится учителю работать не на одну, а на полторы ставки. Или вести смежный предмет. Приток молодых есть: 17 % учителей в крае – люди до 35 лет. Этот показатель лучше, чем в РФ и Сибирском федеральном округе. Мы считаем, что престиж учительской профессии не падает – ребята стремятся в педагогические вузы. Второе – хоть споры и ведутся – рост зарплаты. Это факт.
– А в деревню молодые едут?
– Да. В районах мы реализовали программу поддержки молодых учителей, когда мы со стороны министерства делали выплату, муниципалитет предоставлял жилье, а школа – хорошую нагрузку. Мы направили в сельскую местность 198 учителей, в декабре будем подводить итоги программы, оценивать ее эффективность.
Врио губернатора Виктор Толоконский отметил, что уже в ближайшее время будет разработан план с подробным описанием путей решения кадровой проблемы. Планируется развивать контрактную систему подготовки специалистов. Заказчик – а это высшие и средние специальные учреждения, готовящие преподавателей, – будет обязан организовать необходимые для получения квалифицированного образования практики, семинары, совершенствовать методические планы, которые позже можно использовать в школах. С другой стороны, специалист, обучаемый на бюджетной основе, должен будет отработать определенное количество лет в учебных заведениях края.
Я поддерживаю Виктора Александровича и считаю, что учителей нужно начинать воспитывать еще в школе – создавать специальные педагогические классы, специальную среду, в которой будущий выпускник школы, будущий абитуриент педагогического вуза, будущий учитель имел бы возможность проявить свои педагогические задатки. Нужно еще в школе мотивировать ребят к выбору педагогической профессии.
600 млн – на образование
– К вопросу о стимулировании учителей. Новая система оплаты труда действует, а до сих пор остаются неразрешенными многие вопросы. Ситуация стабилизировалась?
– Да, проблемные ситуации были: как мы, министерство, ни старались, исключить человеческий фактор из подсчета стимулирующей части невозможно. Иногда сами учителя не до конца разбираются в системе начисления зарплаты. Но вопрос исполнения майских указов президента контролируется на высочайшем уровне. Исполняющий обязанности главы региона Виктор Александрович Толоконский обещал жесточайше спрашивать в случае снижения зарплат.
С 1 октября в Красноярском крае в подход к начислению заработной платы вносятся некоторые изменения. Главное – сделать базовую часть большей, а стимулирующую – меньшей. Раньше деньги вкладывались в основном в стимулирующую часть. И получилось так, что эта часть 60 %, а базовая – 40 %. Неправильно. Поэтому с 1 октября увеличиваем базовую часть до 75 %. А стимулирующая будет 25 %. Учитель будет себя чувствовать более защищенным.
– А можно поподробнее?
– С 1 октября на 15 % увеличивается базовый оклад. Во-вторых, мы применим повышающий коэффициент, связанный с квалификационной категорией. Второй повышающий коэффициент будет связан с работой в условиях изменения содержания образования. Сейчас вводятся новые образовательные стандарты – работать достаточно сложно. Для школ этот коэффициент составит 35 %, для детских садов – 50 %, для профессионального образования – 20 %. Коэффициент разный, потому что базовая часть, например, у школ уже более-менее высокая, а в садиках маленькая. В-третьих, стимулирующая выплата за проживание в сельской местности перейдет в базовую часть. В-четвертых, мы установим конкретные персональные выплаты, которые не могут регулироваться внутри коллектива: например, заведование кабинетом, классное руководство, проверка тетрадей. Качество этой работы будет учитываться в стимулирующей части. Стимулирующая часть в общем фонде зарплаты – 25 %, у кого-то она будет больше, у кого-то меньше.
Кроме того, как отметил врио губернатора на традиционном августовском педсовете, при всех трудностях бюджета в ближайшие дни в Законодательное собрание края будет внесен законопроект об изменениях в бюджете 2014 года. Объемы финансирования образования планируется увеличить на 500–600 млн рублей. Одновременно будет решение об изменении заработной платы технического персонала.
– Край часто попадает в перечень экспериментальных площадок, почему мы?
– Край уникален и с точки зрения расположения интересен Федерации. У нас очень большая территория, разные школы, очень много малокомплектных и сельских школ. Плюс наш краевой центр, в котором тоже свои «школы» и исследовательские институты.
Еще одна причина – мы занимаем очень активную позицию. Как только объявляется конкурс, тут же пишем заявку. Кроме упомянутого дуального образования мы участвуем в проекте «Наша новая школа», проекте социализации детей – создании условий для инклюзивного образования, проекте модернизации дошкольного образования… Многие экспериментальные проекты в крае проходят очень успешно и становятся частью нашей повседневности. Так, например, случилось с экспериментальным проектом дистанционного обучения детей-инвалидов – у нас 475 детей учится дистанционно. Этот проект мы планируем переложить на труднодоступные местности, чтобы дети могли получать достойное образование даже в глубинке. Изучать английский или ту же физику.
– Что накануне Дня знаний пожелаете ребятам, их родителям, педагогам?
– Детям – понимания того, что в современном мире качественное образование определяет судьбу человека. Родителям – терпения и настойчивости в помощи своим детям: учеба – нелегкий труд. Педагогам – внимания и признания обществом той ответственной роли, которая лежит на их плечах.