На недавнем заседании правительства края принято решение о снятии особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации в лесах Красноярского края. Да, еще горит тайга. Но с огнем помогают бороться начавшиеся осенние дожди. При этом расслабляться, конечно, не стоит. Ведь никто не отменял такое явление, как человеческий фактор. К чрезвычайным ситуациям нужно быть готовым всегда. Как показывает практика прошлых лет, именно это помогает избежать тяжелых трагических последствий.
Уроки прошлогоднего пожара
Нам еще памятны пожары 2017 года, когда в четырех населенных пунктах края сгорело свыше сотни домов, более 600 семей остались без жилья. Быстро распространиться огню помогли шквальный ветер и жара. Прошлогодние пожары выявили сразу несколько проблемных точек. Например, в Канске одновременно в разных местах загорелись отходы лесопиления, а затем огонь перекинулся на жилые дома. Руководители деревообрабатывающих предприятий района не позаботились о вывозе и утилизации опасных отходов.
– В крае очень остро стоит вопрос по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, на территории которых идет переработка древесины, накоплены отходы лесопиления. Это в первую очередь города Канск и Лесосибирск, поселения Тасеевского, Дзержинского, Богучанского и Кежемского районов, – говорит и. о. заместителя председателя правительства региона Юрий Захаринский. – С начала 2018 года проводятся комплексные проверки деревообрабатывающих предприятий с участием прокуратуры, министерства экологии и рационального природопользования, участковых уполномоченных полиции, сотрудников миграционной службы. Уже проверили 151 деревообрабатывающее предприятие, выявили свыше 700 нарушений требований пожарной безопасности, к административной ответственности привлекали 62 юридических и 65 должностных лиц.
Проверки показали, что основные нарушения – несоблюдение требований по содержанию и очистке территории от горючих отходов и противопожарных разрывов до леса, отсутствие или неисправность первичных средств пожаротушения.
Еще в начале этого года краевая комиссия по ЧС и ПБ утвердила план по снижению вероятности возникновения техногенных пожаров в Канске. Рекомендовалось, например, определить места утилизации отходов в Канском районе, продумать создание производств по их переработке.
Это решит проблему накопления опилок и снизит риски возникновения пожаров, уверены члены комиссии.
Но предприятия деревообработки продолжают гореть теперь уже в других территориях. В 2018 году зарегистрирован пожар в промышленной зоне Кодинска. Здесь сгорели производственные и административные здания, готовая продукция деревообрабатывающего предприятия.
Тем не менее статистика говорит о том, что в последние пять лет количество техногенных пожаров в Красноярском крае снижается. Если в 2013 году в территориях бушевал 4 551 пожар, погиб 261 человек, в 2017-м было зарегистрировано 4 241 возгорание, погиб 201 человек.
Больше всего пожаров фиксируется в жилом секторе, на вторых позициях производственные здания, торговые точки, площадки открытого хранения. По количеству возгораний лидирует Красноярск (1 016), далее идут Емельяновский район (330), Норильск (213) и Канск (169).
От рук человека
Без человека не обходятся и природные пожары. Его деятельность – это вторая (после сухих гроз) по масштабу и количеству причина таких возгораний.
В 2017 году почти 600 пожаров в лесу произошло по вине людей. Значительная часть возникла из-за сельскохозяйственных палов. Многие до сих пор не осознали, насколько это опасное занятие. Даже случившаяся в 2015 году трагедия в Хакасии и на юге Красноярского края, когда из-за выжигания травы были уничтожены несколько сотен домов, не послужила уроком. В прошлом году, например, в Манском районе огонь от сельскохозяйственного пала перешел на деревню Белогорка и уничтожил семь домов.
– Мы уделили большое внимание решению проблемы, – говорит Юрий Захаринский. – Рекомендовали главам городских округов и муниципальных районов запретить палы сухой травы на полях и в населенных пунктах. С начала пожароопасного периода инспекторы МЧС, МВД, минлесхоза возбудили 531 дело об административных правонарушениях. И результаты уже есть. За весну и лето 2018 года количество природных пожаров снизилось по сравнению с тем же периодом прошлого года в 1,7 раза.
Спасатели, власти держат ситуацию на контроле. И все же многое зависит от нас с вами. Это мы берем в руки спички, чтобы сжечь старую траву на своем садовом участке, мы разводим костер в лесу, оставляем без присмотра мангал с тлеющими углями в ветреную погоду.
СПРАВКА
С 2013 года в Красноярском крае действует государственная программа «Защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение безопасности населения». За последние четыре года на обеспечение пожарной безопасности территориям региона из краевого бюджета направлено 1,5 миллиарда рублей. Край финансирует деятельность противопожарной охраны, личное страхование добровольных пожарных, субсидирует бюджеты муниципалитетов на обеспечение пожарной безопасности и мероприятия по развитию добровольной пожарной охраны. В 2018 году по этой статье выделено 462,5 миллиона рублей.





