От миссии до услуги

Почему учитель становится отрицательным персонажем

От миссии до услуги Почему учитель становится отрицательным персонажем
Иллюстрация Нормана Роквелла к книге Марка Твена "Приключения Тома Сойера"

Почему эта удивительная новость осталась почти незамеченной – не понимаю… 19 сентября сего года президент Белоруссии А. Г. Лукашенко восстановил в должности учительницу, уволенную за оскорбление ученика.

Радикальное решение

Инцидент произошел во время урока в четвертом классе школы № 15 города Гомеля. Один мальчик откровенно игнорировал учительницу, громко разговаривал с соседом, в ответ на ее замечания смеялся, а когда она проходила мимо него – поставил подножку.

И тогда эта учительница с 35-летним стажем и, как утверждают, прекрасной репутацией сказала: «Пусть я в тюрьму пойду, а тебе…» Дальше – нехорошее слово, произнесение которого было заснято кем-то из учеников (а как же не снимать, если пацан так красиво училку доводит?) и молниеносно появилось в интернете.

Областное педначальство от этого видео перепугалось, учительницу тут же уволило, директору школы объявило выговор. Тем бы дело и закончилось, если бы не стало известным самому Бацьке – и тот все переиграл. Радикально.

Лукашенко учительницу восстановил, директора школы уволил, «вкатил выговора» областному педначальству, а министра образования предупредил о неполном служебном соответствии. Но это еще не все – мощным финальным аккордом стало высказывание самого Александра Григорьевича, в котором он, как демиург, охватил и настоящее, и прошлое, и всех действующих лиц от наробразовцев до четвероклассника.

Описались, что у них, видите ли, в социальных сетях разместили. А описавшись, взяли и наказали этого бедного учителя. Да я на месте этого учителя голову бы отвернул щенку какому-то.

Напомню, сам Александр Григорьевич в детстве был «трудным», состоял на учете в милиции, а потом исправился, окончил Могилевский пединститут, некоторое время работал в школе, преподавал историю и обществоведение. Так что в данной ситуации он во всех смыслах не чужой.

Повторю, удивительно, что наша пресса эту новость не заметила при всем ее внимании к колоритной фигуре президента Белоруссии. А главное – при ее жгучем интересе к школьным конфликтам.

Подобные сюжеты появляются ежедневно, обсуждаются широко и эмоционально. Но есть у этого информпотока одна явная особенность: отрицательным персонажем почти всегда выступает учитель. Именно на таком фоне и выглядит сенсацией новость из Белоруссии, которая – наш культурный близнец, только куда более консервативный, образца спокойных времен Союза, что отмечено многими, и не раз.

По части защиты прав детей мы продвинулись куда дальше близнеца – достаточно хотя бы заглянуть в интернет и увидеть целые гроздья юридических консультаций, предлагающих услуги по защите от учительского произвола. Услуги обратной направленности тоже есть, но их на порядок меньше.

Здесь надо оговориться: произвол – это всегда плохо. Педагог не должен целенаправленно унижать и тем более бить детей. И той гомельской учительнице надо было держать себя в руках – она, кстати, публично раскаялась в содеянном… Речь о другом.

История порки

Любое обучение связано не только с талантом педагога, его способностью вдохновить ученика предметом – это еще и принуждение. И наказание, конечно. Вопрос только в степени и методах того и другого.

Мой дед, работавший сразу после войны директором школы, рассказал, что вынужден был уволить физрука, который схватил подростка за майку и порвал ее. Дед понимал: после фронта нервы у учителя гимнастики были расшатаны, а некоторые детишки и здорового могут довести до белого каления, но такой вид воспитательного воздействия был запрещен, без комментариев.

И вообще по части подобных запретов Россия – исторический передовик, поскольку мы первыми официально отменили телесные наказания в средних школах. Произошло это в 1864 году, правда, добиться повсеместного выполнения царского указа власти не смогли.

Только в 1917-м порка и подзатыльники были запрещены окончательно и бесповоротно. Запрет соблюдался даже во время Великой Отечественной войны, когда в школах была почти сплошь шпана и безотцовщина. 21 марта 1944 года выходит приказ Народного Комиссариата Просвещения РСФСР № 205 «Об укреплении дисциплины в школе», в котором, в частности, сказано:

При дерзких выходках ученика, при грубости и других крупных нарушениях дисциплины педагог имеет право выразить свое возмущение повышением голоса, но без крикливости. Нужно всегда говорить с учениками так, чтобы в словах учителя чувствовалось достоинство.

В качестве крайних мер предлагалось исключение из школы, направление в спецшколу – своего рода детский дисбат.

А вот немного информации для сравнения. В Англии телесные наказания в государственных школах отменены в 1984 году, в США они запрещены в 32 штатах начиная с 1989 года и до середины нулевых, в Израиле – в 2000 году, в Ирландии – с 1982-го, в Южной Корее запрещено бить лишь в двух провинциях. В Сингапуре порют до сих пор – но в последнее время только мальчиков, и только легкой ротанговой тростью.

В сверхконсервативной Японии телесные наказания школьников запрещены законом в 1947 году, но фактически применялись, особенно во времена «экономического чуда» 70–80-х годов. Иногда наказание приводило к смерти ученика. Но при этом, как писал Владимир Цветов в книге «Пятнадцатый камень сада Реандзи», происходила странная вещь: общественное мнение все равно оставалось на стороне учителя – значит, до такой степени довел сэнсэя этот маленький негодяй.

Сакральная персона

Происхождение этой странности, как и прочих приведенных выше, одно: сама сакральная персона Учителя. Напыщенные слова «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени» Некрасов адресовал Белинскому, а не школьным учителям, но на самом деле они и есть та самая формула почитания педагога во всех традиционных обществах.

Почитания по принципу – человек не свят, но миссия его священна. Поэтому провинившийся учитель подлежит суду своей корпорации, но не народа.

Тот вал сюжетов, ранее не виданных, где учителей – повторю, даже действительно провинившихся – подвергают своего рода «торговой казни», в которой участвуют в том числе дети, говорит о коренном сломе многовековой традиции. О некоем подобии Великой культурной революции, где мессианским классом и вождями становятся дети – вроде юных манифестантов в мировых столицах и Греты Тунберг.

Это осознают те, в ком традиция живет, – как тот же традиционалист Лукашенко, попытавшийся силой поправить покосившийся порядок вещей. Но, думаю, тяжело ему идти против рожна, даже с его полномочиями.

Победоносное шествие неолиберальных ценностей с их перевернутым миром, где маленькие главнее больших, диктатурой меньшинств и т. д. превратило учительскую миссию в образовательную услугу. Учитель, делающий ребенку замечание, тем более наказывающий его, в такой системе координат становится официантом, который дерзит клиенту, а это недопустимо.

Осознают ли эту перемену дети? Да, и уже в наших тихих краях.

В моем городке две девочки, желая отомстить учителю английского за «неправильные» двойки, написали заявление о том, что он оказывал им неподобающие знаки внимания. Учитель тут же встретился с их родителями, потом подал заявление в полицию о клевете. В полиции ему посочувствовали и дали добрый совет – лучше увольтесь, все равно вам жизни не дадут. Учитель уволился. Девочки победили.

Кстати, того физрука, которого уволил мой дед, проводили тихо и даже с сочувствием. Сегодня он мог бы стать героем интернета.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности