Много лет Россия борется за то, чтобы количество рожденных наконец-то превысило число умерших. Между тем только в нашем крае в 2014 году на 100 появившихся на свет младенцев приходился 61 (!) аборт. Правда, в 2013-м ситуация была еще хуже. Снижения показателей удалось добиться в том числе благодаря проекту «Ты не одна», когда в консультациях стали работать психологи.
Теперь кабинет психолога есть абсолютно во всех консультациях края – и далеко за его пределами. Но началось все именно с нашего региона.
Даже одна спасенная жизнь – чудо
– Когда проект только запускался, у меня были большие иллюзии относительно возможностей психолога в такой ситуации. Думалось, что 30 % сохраненных беременностей – это реально. Все оказалось не так просто, – Лариса Макшурова, главный внештатный психолог женских консультаций министерства здравоохранения края, заведующая методическим кабинетом по доабортному консультированию, вспоминает, как в 2007 году стала руководителем проекта «Ты не одна» и первой начала вести прием в консультации на Коломенской.
Проект родился у двух общественных организаций – Фонда Андрея Первозванного и Международного общественного фонда «Центр национальной славы». Тогда, пожалуй, мало кто предполагал, каких масштабов он достигнет. «Ты не одна» горячо поддержали в администрации города, руководство самой консультации пошло навстречу – и к окончанию тестового периода психологу удалось выдать очень хороший результат – 18 % женщин, готовившихся к аборту, решили сохранить беременность. Это стало предпосылкой для того, чтобы такие кабинеты начали открываться повсеместно, а позже появился и приказ Минздрава России о создании кабинетов медико-социальной помощи во всех лечебных учреждениях такого типа на территории нашей страны.
Сейчас проект реализуется в 23 регионах, включая Новосибирскую, Курганскую, Сахалинскую области и Республику Хакасию. Недавно специалисты ездили в Белоруссию и Сербию, чтобы рассказать о сибирском опыте.
Результат работы психологов сейчас, на первый взгляд, не такой ошеломляющий: в Красноярске это 11 % вставших на учет по беременности. Можно размышлять о том, много это или мало, но стоит задуматься, что и одна спасенная жизнь – это чудо. За все время существования проекта удалось сохранить больше 42 тысяч ребятишек.
Работа в медико-социальных кабинетах очень сложная, в первую очередь эмоционально.
– В психологии есть понятие «немотивированный клиент», – поясняет Лариса Макшурова. – Когда человек не хочет, чтобы его консультировали. Женщинам кажется, что у них нет проблем. Точнее, есть одна – ребенок, и поэтому нужно сделать аборт. Таких случаев большинство. И задача психолога – замотивировать. Помочь снять стресс, в котором находится пациент. И тогда женщина сама примет решение, взвесив все за и против. Мы лишь помогаем сделать это осознанно.
Сохранить комфорт
Многие боятся идти на консультацию – опасаются, что их будут стыдить, воспитывать, уговаривать оставить ребенка.
– Профессиональный психолог так не работает, – Лариса Николаевна постоянно проводит обучающие семинары для психологов из консультаций. – Если ты уговорил, сманипулировал – ты несешь ответственность. Женщина сама принимает решение. Иногда говорят: вот, вы их науговариваете, а они потом жалеть будут, в родильных домах детей оставлять начнут. За все годы существования проекта из тех, кто решил сохранить беременность, ни одна не отказалась от ребенка.
По наблюдениям специалистов проекта, 75 % причин аборта лежат в области психологии, и только 11–12 % женщин делают его по материальным причинам, в том числе из-за здоровья, проблем с жильем. В последнее время только в единичных случаях ситуация после рождения ребенка у мамы становится критической.
Чаще всего на аборт приходят не молодые девочки, а женщины до 30, у которых, как правило, уже есть ребенок. И второго они в принципе хотят, но не сейчас, – анализирует психолог. – А сейчас хотят повысить уровень комфорта: взять кредит, расширить квартиру, купить машину, хоть раз слетать в Таиланд. Комфорт, конечно, меняет наше самоощущение, но не несет счастья сам по себе. И многие женщины осознают это на консультации. Просто мы сейчас идем к счастью не теми путями – происходит подмена ценностей.
«Маша, давай рожать»
– Я помню первых 10 женщин, решивших оставить ребенка, – Лариса Николаевна рассказывает о том, что эти сохраненные детишки пошли в школу в этом году – семьи приглашали в фонд, чтобы поздравить с этим событием. – И, вы знаете, все эти семьи – очень комфортные для детей. Мамы в голос твердят, что не представляют, как существовали бы без нынешних первоклашек.
Историй, связанных с несостоявшимися абортами, можно набрать на небольшую книжку. И в ней будет все – отношения с мужем, с родителями, страхи, обиды, даже желание отомстить. Просто очень часто решение об аборте связано с межличностными проблемами – и если скорректировать их, вполне возможно, что удастся и сохранить маленькую жизнь.
– От мужа зависит очень многое, – поясняет психолог. – Например, в процессе консультирования женщина рассказывает мне о куче разных причин, проблем, по которым она не может рожать, – одна страшнее другой. А потом я после паузы у нее спрашиваю – а если бы муж сказал: «Маша, давай рожать – все будет хорошо», – вы бы родили? И 99 % мне отвечают, что да.
Каждый родившийся младенец – это работа не только психолога. Это работа всей команды медицинского учреждения, в первую очередь – врача. Авторитет врача всегда выше авторитета психолога, и потому важно, как именно он настроен: если считает, что ничего страшного в аборте нет, психологу работать будет очень сложно.
– А вообще у нас женщины смелые, они рожают в любой ситуации. Если хотят, – рассказывает Лариса Макшурова. – Начинающие специалисты часто убеждают пациенток, что можно решить материальные проблемы, – рассказывают, где взять денег. Не в этом дело! Она сама решит все проблемы, сама придумает, как устроить жизнь до того момента, когда ребенок пойдет в садик, если содержать ее на самом деле некому. Для нее самое главное – захотеть этого ребенка. И тогда для нее никаких преград не существует.