Есть расхожее мнение, что Красноярский край – это прежде всего кладовая природных ресурсов, регион добывающих, энергоемких и не слишком технологичных производств. На самом деле добыча полезных ископаемых или выплавка металла – отнюдь не синонимы технологической отсталости.
Напротив, именно сырьевые предприятия имеют наибольшие возможности использовать современные научно-технологические разработки. Просто потому, что у них есть на это деньги.
Те, кто побывал на нефтяных месторождениях севера края, согласятся, что трудно найти столь современное и технологичное производство.
Более того, развитие нефтедобычи в крае стимулировало развитие науки и образования. В Сибирском федеральном университете создан институт нефти и газа.
Другой пример. Общеизвестно, что Красноярский край – крупнейший производитель цветных металлов.
Но не все знают, что Красноярск является также одной из интеллектуальных столиц цветной металлургии. Здесь проводится важнейший форум ученых и практиков – конгресс «Цветные металлы и минералы», который собирает представителей ведущих компаний и научных центров разных стран мира.
Его инициатором был ученый с мировым именем, один из ведущих российских экспертов в области алюминиевой промышленности – Петр Поляков.
В последние годы темы, обсуждаемые на конгрессе, все более смещаются в сферу высоких производственных технологий. Рассматриваются также новые профессиональные требования к персоналу, новые компетенции, которые необходимо освоить молодым специалистам.
И главное, интерес к этим темам проявляют именно производственники. Это свидетельствует о том, что понятие «сырьевой придаток», подразумевающее технологическую отсталость, безнадежно устарело. Ибо любая отрасль в современном мире, включая и наиболее традиционные, может быть конкурентоспособной, только если использует все достижения научно-технического прогресса.
А для Красноярского края «опережающая наукоемкость» – не благое пожелание, а настоятельная необходимость. Ведь у региона существует огромный недостаток – удаленность от основных мировых рынков, что предполагает высокие логистические издержки.
Компенсировать их можно только повышенной наукоемкостью продукции.
Именно в этой логике, например, проект Красноярской технологической долины. Можно скрупулезно подсчитывать количество новых рабочих мест и поступлений от проекта в бюджеты всех уровней. А можно взглянуть на проект с другой точки зрения.
Железная эра истории человечества близка к завершению. На место доброй старой стали претендуют новые конструкционные материалы. Это, в частности, сплавы алюминия с литием и скандием, за которыми, как считается, будущее авиации и космонавтики.
Другим направлением развития новых конструкционных материалов является алюминиевая керамика. Третьим – наноструктурированные материалы. И все эти направления могут развиваться в рамках проекта Красноярской технологической долины, которая, таким образом, будет создавать не только рабочие места, но и, в прямом смысле, технологии будущего.
– Сибирский макрорегион должен вытягивать всю страну не за счет сырьевых денег для потребления, а благодаря наращиванию комплексов высокотехнологичных производств вокруг ядра добывающей промышленности. Эти предприятия должны сыграть решающую роль в совершенствовании горнодобывающей и строительной техники, нефтегазового и другого специального оборудования, – подчеркнул губернатор Красноярского края Александр Усс.
А ведь кроме добывающих отраслей, в крае есть и такие, которые изначально построены на достижениях современной науки: атомная, аэрокосмическая, информационно-коммуникационная.
Красноярские атомщики постоянно работают на передних рубежах, где научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки предшествуют технологическому внедрению.
Сегодня на красноярских предприятиях атомного комплекса рождается новая ядерная энергетика, основанная на замыкании ядерного топливного цикла и использовании МОКС-топлива.
Как отмечают специалисты, речь идет об уникальном проекте по совокупным критериям новизны, технической сложности и масштабности, не имеющем аналогов в России и в мире.
А попутно атомщики занимаются такими удивительными вещами, как «ядерная батарейка» или препарат, позволяющий выявить наличие заболевания по анализу выдоха.
На переднем крае науки и другая отрасль, представленная в Красноярском крае, – ракетно-космическая. Не зря генеральный директор железногорского АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева» остроумно заметил, что предприятие занимается «прикладной фантастикой» (намек на прежнее название – объединение прикладной механики). Настолько быстро то, что казалось фантастикой, воплощается здесь в реальность.
Таким образом, роль науки в сегодняшнем и завтрашнем дне края ничуть не меньше, чем во вчерашнем. Более того, здесь существует глубокая преемственность.
Когда страна строила мощную индустриальную базу в Сибири, потребовалось создать и новые научные центры в непосредственной близости от будущих флагманов промышленности.
Сегодня, в период смены технологических укладов, вновь стоит задача строительства новой экономики. И роль науки здесь еще более значительна.