От острога до уездного центра

Один век из истории старейшего города края

От острога до уездного центра Один век из истории старейшего города края

После образования Енисейской губернии в 1822 году ее центром становится Красноярск. Но Енисейск, хотя и оказался на значительном расстоянии от новой столицы и Московского тракта, Транссиба, продолжал играть особую роль в ее истории. Многие знаковые вехи развития новой административной единицы связаны именно с этим городом.

Золотые прииски

Периодом расцвета Енисейска принято считать именно XVIII век – приехавший за несколько лет до образования губернии Михаил Сперанский, занимавший в ту пору должность сибирского губернатора, оценил степень развития города и предложил сделать столицу именно здесь.

Но и в XIX веке город получил шанс на развитие, когда сравнительно недалеко от Енисейска – в низовьях Ангары – обнаруживают месторождения золота. С невероятной быстротой в тайге стали возникать золотопромышленные компании: прибыли некоторых из них достигали 300–400 %. По некоторым данным, владелицей местных приисков была даже графиня Софья Толстая, жена известного писателя. В 1847 году 119 приисков губернии дали 1 212 пудов из 1 270 пудов золота, добытых в России, что составляло на тот момент 90 % годовой добычи в стране и более 40 % мировой добычи. Работа на приисках была очень тяжелой, как и условия труда, – рабочим приходилось жить в землянках.

Лишь в октябре 1900 года на прииске «Калифорнийском» на Удерее запустили одну из первых двух плавучих золотопромывальных фабрик-драг, которая была переброшена из Новой Зеландии в Сибирь. Постепенно закладывался дражный флот России – к 1910-м годам в Енисейской губернии работало уже 33 драги, больше половины всех, что имелись в стране. Золотопромышленники из Енисейска установили коммерческие связи с Америкой и Европой. Многим амбициозным планам помешала революция: должны были появиться мост через Енисей, учебные заведения в Енисейске для подготовки кадров для золотопромышленности, металлургический завод в Красноярске…

В 1860-х годах – новая веха в истории экономического развития: открыт Общественный банк – первый в Енисейской губернии. Кредитовал он золотопромышленников и торговцев, при этом 15 процентов от прибыли шло на благотворительность, а еще 10 процентов – на нужды города. Процент по денежным вкладам был невелик – всего три, ссуды под залог движимого и недвижимого имущества давали под 6 % годовых – причем принимал банк не только недвижимость в качестве залога, но и овес, муку, чай.

В 1873 году в Енисейске – тоже впервые в губернии – открылась книжная лавка, а потом и частная библиотека – книги на дом выдавали за небольшую плату.

Путь на Север

История регулярного судоходства на одной из крупнейших рек мира также началась с Енисейска.

По инициативе енисейского купца А. С. Баландина при участии Игнатия и Александра Кытмановых создана «Енисейская компания пароходства и торговли» для того, чтобы «производить как торговую промышленность, так и вообще заниматься перевозкой грузов и пассажиров, если только это будет выгодно». Паровую машину выписали из Перми, на месте сделали деревянные корпуса парохода и двух барж. В мае 1863 года судно «Енисей» ушло в первый рейс до села Усть-Кемское… Понадобилось еще несколько лет, чтобы наладить сообщение до Минусинска по реке: прохождению маломощных суден мешали Казачинские пороги. Чуть позже еще одно судно, «Утренняя заря», смогло с помощью Северного морского пути дойти до Санкт-Петербурга. Речь шла не просто об этапе развития судоходства – для города это был шанс превратиться в морской порт международного значения – через него могли бы пойти не только грузы из Сибири в Европу, но, к примеру, из Англии в Китай – это было бы быстрее, чем огибать Африку… Но не все оказалось просто: в течение нескольких лет был разрешен беспошлинный ввоз некоторых иностранных товаров – керосина, земледельческих орудий.

Однако местные купцы и чиновники выступили против – такое нововведение посчитали невыгодным. Тем не менее с 1874 по 1904 год из Европы в Сибирь и обратно сделали около 130 рейсов. А уже в 1914 году на Оби и Енисее было создано казенное пароходство для перевозки военных грузов северным путем.

В то же время еще задолго до этих событий Енисейск благодаря своему географическому положению не раз становился своеобразным опорным пунктом для различных масштабных исследований. К примеру, еще в XVIII веке в Енисейске побывал Витус Беринг – в рамках первой Камчатской экспедиции. А в 1866 году стартовала Туруханская экспедиция Сибирского отдела Императорского Русского географического общества –для того, чтобы собрать сведения о далеком крае: обеспеченные жители Енисейска внесли свой вклад – пожертвовали 1 800 рублей. Ее руководитель Иннокентий Лопатин стал первым геологом, который побывал в низовьях Енисея: он собрал обширную коллекцию геологических образцов, выявил и описал месторождения графита и каменного угля.

Благодаря своему географическому положению Енисейск не раз становился своеобразным опорным пунктом для различных масштабных исследований


Сибирский Иерусалим

Енисейск еще до образования губернии становится своеобразным духовным центром территории: здесь появляются сразу несколько храмов и монастырей. К примеру, один из старейших – Спасо-Преображенский мужской монастырь, который сохранился до наших дней, был основан в конце XVI века.

И почти сразу же город приобретает статус иконописного центра, исследователи смогли выделить и некоторые типичные черты для енисейских икон.

– Вначале опирались на древнерусскую иконографию, потом стало сильно влияние западноевропейской традиции, – рассказывает Елена Шаклеина, искусствовед, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. – По колориту енисейские иконы XVIII века более «суровые» – скорее всего, потому, что использовались местные пигменты для темперных красок, их основа – камни, перетертые вручную и смешанные с яичным желтком. Писали на кедровых досках, и благодаря умению местных мастеров работать с деревом они не коробились. Типы изображения ликов – упрощенные. Часто используемый прием местных мастеров – это нанесение по сырому левкасу орнаментов, волнообразных линий, имитирующих оклад. Были в Енисейске свои любимые, особо почитаемые иконы. Сохранились материалы, по которым можно представить, как в 1641 году выглядел вход в Енисейский острог. В башне над острожными воротами висел образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный», а на другой стороне – икона Божией Матери «Знамение». И вот сейчас, даже если мы зайдем в Успенский собор Енисейска, там будет сразу четыре «Спаса Нерукотворных». Почитали очень Архангела Михаила – покровителя казачества. Потом, с развитием железнодорожного сообщения, появляется возможность заказывать иконы из Санкт-Петербурга и Москвы, сюда приезжают иконописцы, и постепенно особенности «енисейского» письма размываются.

Интересно, что история енисейских икон того времени продолжается и в наши дни. Буквально несколько месяцев назад в Покровском соборе Красноярска появился старинный образ Казанской Божией Матери.
Оказалось, что нашли его здесь, в Красноярске, в старой квартире – почерневший, изображение едва просматривалось. Новый хозяин жилья принес его в собор – судя по размерам, икона писалась для храма.

– После реставрации оказалось, что написана она была в Енисейске примерно в конце XVIII – начале XIX века, – вспоминал митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. – Красота самого письма потрясающа, пока она во временном киоте, а потом уже, после реставрации Покровского собора, ей найдут место.


Ценные специалисты в глубинке

Количество преступников, политических ссыльных, которые отправлялись в Сибирь, было огромным. Но часть из них, пополняя население Енисейска, оказывала существенное влияние не только на культурное развитие города, но и в какой-то степени на научное развитие города – это сделало сибирский городок заметным на «научной карте».

Условия, в которых оказались ссыльные, были ужасающими. «В пересыльной тюрьме Енисейска стоял отчаянный холод, – вспоминал социал-демократ А. Башуров. – Стены покрыты толстым слоем снега. В чайниках замерзала вода. Одна кирпичная печь и маленькая чугунка едва топили большое помещение. Способ согреться – борьба. У женщин еще холоднее. К холоду прибавился голод. Пришлось сидеть исключительно на тюремной мутеляге (мутной воде. – НКК), на сыром черном хлебе, которого недостаточно, нет чаю и сахара».

Тем не менее в сибирской глубинке появлялись ценные специалисты, кто-то был востребован, к примеру, в качестве домашних учителей. Среди них был Максимилиан Осипович Маркс, впоследствии о нем напишут, что «енисейские золотопромышленники чтили в нем человека, пострадавшего за свои убеждения, и считали своим долгом доставлять ему в той или иной форме средства к существованию, тем более что он был хороший математик и знающий натуралист». Попал он в Енисейск за предполагаемую связь с Михаилом Каракозовым, предпринявшим попытку убить Александра II. Но занимался не только частными уроками – работал в музее, руководил первой метеорологической станцией: результаты наблюдений в течение 12 лет направлялись в главную физическую обсерваторию Санкт-Петербурга. Он же, по мнению исследователей, доказал существование космической пыли. А в 1878 г. за свою научную работу получил золотую медаль от Академии наук.

В Енисейске до сих пор сохранился один из корпусов больницы, где работал еще один известный ссыльный – святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий).

В своей автобиографической книге «Я полюбил страдание» он писал: «Мой приезд в Енисейск произвел очень большую сенсацию, которая достигла апогея, когда я сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими. По просьбе доктора Василия Александровича Башурова, заведовавшего енисейской больницей, я начал оперировать у него и за два месяца жития в Енисейске сделал немало очень больших хирургических и гинекологических операций. В то же время я вел большой прием больных у себя на дому, и было так много желающих попасть ко мне, что в первые же дни оказалось необходимым вести запись больных. Эта запись, начатая в первых числах марта, скоро достигла дня Святой Троицы…»

Ссыльный Максимилиан Маркс занимался не только частными уроками – работал в музее, руководил первой метеорологической станцией. По мнению исследователей, именно он доказал существование космической пыли


Венские диваны и тропические растения

Каждый исторический период интересен не только глобальными событиями из области экономики или политики. Зачастую хочется узнать о том, как жили люди того времени: что они готовили на обед, как выглядели дома жителей губернии лет сто пятьдесят назад…

А «заглянуть» в купеческую квартиру того времени, к примеру, купца-новатора Ивана Черемных, мы сможем благодаря горному инженеру Уильяму Артуру Мерсеру: он был приглашен из Великобритании специально, чтобы помочь на месторождениях золота.

И позже написал: «Даже в Лондоне никто не пожелал бы иметь дома лучше и красивее и с большим вкусом обставленные. Большие комнаты, много света и воздуха. Дом Черемных действительно прекрасен. Обед был отлично сервирован… Видев эти дома, полные цветов и даже тропических растений (даже платан!), начинаешь задавать себе вопрос: где же ужасы Сибири… Отопление в благоустроенных домах очень искусно сделано. Хотя лично для меня температура и высока, но я думаю, что к ней можно легко привыкнуть. Печи же устроены так, что их совершенно не видно – они проведены в стенах».

Традиционно в домах в переднем углу ставили треугольные столы – угловички, над ними прибивали божницы, или угловые полочки, на которых помещались иконы.

Енисейцы вешали на окна занавески из кисеи, штукатурили стены и оклеивали их обоями или же оклеивали бумагой и белили.

В начале XX века в домах зажиточных горожан стояли венские диваны, ломберные столы, тропические растения в кадках, пианино, граммофоны с пластинками.

Что касается питания, то, как и сейчас, большое внимание уделялось заготовкам на зиму, особенно ягод. Сушили и толкли черемуху, потом варили кисель или пекли пироги. А из кистей рябины делали цукаты – варили целиком, потом обваливали в мелком сахаре и помещали в русскую печь.

Особое место занимала рыба – осетров жители губернии предпочитали закупать именно здесь.
Исследователи приводят интересный способ сохранения этой дорогой и ценной рыбы при перевозке на далекие расстояния: «Осетры доставлялись в город из ближайших деревень живыми, и живыми же владельцы барок привозили их домой, проделав расстояние в 500–700 верст, на что уходило от трех до четырех дней. Делалось это следующим образом – сколачивался длинный ящик, в него в крапиву и другую траву укладывался осетр, в жабры ему вставлялась губка, смоченная в спирте или водке. Так в пьяном виде осетр и проделывал путешествие, благополучно доезжал до места назначения живым».

Примечательно, что за несколько лет до революции в городе была открыта даже школа рыбацкого дела – по настоянию местных купцов, которые очень нуждались в специалистах по засолке и консервации: приходилось приглашать их аж с Астрахани… Научить должны были и починке сетей, и рыболовному законодательству, но 1917 год в эти планы внес существенные коррективы.

Первый телефон в Сибири появился тоже здесь: его установил на прииске управляющий Гутнов в 1885 году

При подготовке были использованы материалы книги «Мир культуры Енисейска второй половины XIX – начала XX века».
Благодарим за помощь сотрудников Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника им. А. И. Кытманова.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 апреля 2025
15 апреля завершается прием заявок для участия в краевой программе «Сибирский характер»
15 апреля завершается прием заявок от ветеранов и участников специальной военной операции для участия в краевой программе подготовки управленческих кадров
Без рубрики
14 апреля 2025
В краевой больнице открылся новый эндоскопический центр
Первых пациентов начало принимать новое подразделение, открытое на базе краевой клинической больницы. На его создание при поддержке губернатора края было
Без рубрики
14 апреля 2025
Страстная неделя: что можно и нельзя делать в Великий понедельник 14 апреля
Сегодня, 14 апреля, православная церковь вспоминает ветхозаветного пророка Иосифа, проданного братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское