От острога до уездного центра Один век из истории старейшего города края

От острога до уездного центра Один век из истории старейшего города края

После образования Енисейской губернии в 1822 году ее центром становится Красноярск. Но Енисейск, хотя и оказался на значительном расстоянии от новой столицы и Московского тракта, Транссиба, продолжал играть особую роль в ее истории. Многие знаковые вехи развития новой административной единицы связаны именно с этим городом.

Золотые прииски

Периодом расцвета Енисейска принято считать именно XVIII век – приехавший за несколько лет до образования губернии Михаил Сперанский, занимавший в ту пору должность сибирского губернатора, оценил степень развития города и предложил сделать столицу именно здесь.

Но и в XIX веке город получил шанс на развитие, когда сравнительно недалеко от Енисейска – в низовьях Ангары – обнаруживают месторождения золота. С невероятной быстротой в тайге стали возникать золотопромышленные компании: прибыли некоторых из них достигали 300–400 %. По некоторым данным, владелицей местных приисков была даже графиня Софья Толстая, жена известного писателя. В 1847 году 119 приисков губернии дали 1 212 пудов из 1 270 пудов золота, добытых в России, что составляло на тот момент 90 % годовой добычи в стране и более 40 % мировой добычи. Работа на приисках была очень тяжелой, как и условия труда, – рабочим приходилось жить в землянках.

Лишь в октябре 1900 года на прииске «Калифорнийском» на Удерее запустили одну из первых двух плавучих золотопромывальных фабрик-драг, которая была переброшена из Новой Зеландии в Сибирь. Постепенно закладывался дражный флот России – к 1910-м годам в Енисейской губернии работало уже 33 драги, больше половины всех, что имелись в стране. Золотопромышленники из Енисейска установили коммерческие связи с Америкой и Европой. Многим амбициозным планам помешала революция: должны были появиться мост через Енисей, учебные заведения в Енисейске для подготовки кадров для золотопромышленности, металлургический завод в Красноярске…

В 1860-х годах – новая веха в истории экономического развития: открыт Общественный банк – первый в Енисейской губернии. Кредитовал он золотопромышленников и торговцев, при этом 15 процентов от прибыли шло на благотворительность, а еще 10 процентов – на нужды города. Процент по денежным вкладам был невелик – всего три, ссуды под залог движимого и недвижимого имущества давали под 6 % годовых – причем принимал банк не только недвижимость в качестве залога, но и овес, муку, чай.

В 1873 году в Енисейске – тоже впервые в губернии – открылась книжная лавка, а потом и частная библиотека – книги на дом выдавали за небольшую плату.

Путь на Север

История регулярного судоходства на одной из крупнейших рек мира также началась с Енисейска.

По инициативе енисейского купца А. С. Баландина при участии Игнатия и Александра Кытмановых создана «Енисейская компания пароходства и торговли» для того, чтобы «производить как торговую промышленность, так и вообще заниматься перевозкой грузов и пассажиров, если только это будет выгодно». Паровую машину выписали из Перми, на месте сделали деревянные корпуса парохода и двух барж. В мае 1863 года судно «Енисей» ушло в первый рейс до села Усть-Кемское… Понадобилось еще несколько лет, чтобы наладить сообщение до Минусинска по реке: прохождению маломощных суден мешали Казачинские пороги. Чуть позже еще одно судно, «Утренняя заря», смогло с помощью Северного морского пути дойти до Санкт-Петербурга. Речь шла не просто об этапе развития судоходства – для города это был шанс превратиться в морской порт международного значения – через него могли бы пойти не только грузы из Сибири в Европу, но, к примеру, из Англии в Китай – это было бы быстрее, чем огибать Африку… Но не все оказалось просто: в течение нескольких лет был разрешен беспошлинный ввоз некоторых иностранных товаров – керосина, земледельческих орудий.

Однако местные купцы и чиновники выступили против – такое нововведение посчитали невыгодным. Тем не менее с 1874 по 1904 год из Европы в Сибирь и обратно сделали около 130 рейсов. А уже в 1914 году на Оби и Енисее было создано казенное пароходство для перевозки военных грузов северным путем.

В то же время еще задолго до этих событий Енисейск благодаря своему географическому положению не раз становился своеобразным опорным пунктом для различных масштабных исследований. К примеру, еще в XVIII веке в Енисейске побывал Витус Беринг – в рамках первой Камчатской экспедиции. А в 1866 году стартовала Туруханская экспедиция Сибирского отдела Императорского Русского географического общества –для того, чтобы собрать сведения о далеком крае: обеспеченные жители Енисейска внесли свой вклад – пожертвовали 1 800 рублей. Ее руководитель Иннокентий Лопатин стал первым геологом, который побывал в низовьях Енисея: он собрал обширную коллекцию геологических образцов, выявил и описал месторождения графита и каменного угля.

Благодаря своему географическому положению Енисейск не раз становился своеобразным опорным пунктом для различных масштабных исследований


Сибирский Иерусалим

Енисейск еще до образования губернии становится своеобразным духовным центром территории: здесь появляются сразу несколько храмов и монастырей. К примеру, один из старейших – Спасо-Преображенский мужской монастырь, который сохранился до наших дней, был основан в конце XVI века.

И почти сразу же город приобретает статус иконописного центра, исследователи смогли выделить и некоторые типичные черты для енисейских икон.

– Вначале опирались на древнерусскую иконографию, потом стало сильно влияние западноевропейской традиции, – рассказывает Елена Шаклеина, искусствовед, старший научный сотрудник Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. – По колориту енисейские иконы XVIII века более «суровые» – скорее всего, потому, что использовались местные пигменты для темперных красок, их основа – камни, перетертые вручную и смешанные с яичным желтком. Писали на кедровых досках, и благодаря умению местных мастеров работать с деревом они не коробились. Типы изображения ликов – упрощенные. Часто используемый прием местных мастеров – это нанесение по сырому левкасу орнаментов, волнообразных линий, имитирующих оклад. Были в Енисейске свои любимые, особо почитаемые иконы. Сохранились материалы, по которым можно представить, как в 1641 году выглядел вход в Енисейский острог. В башне над острожными воротами висел образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный», а на другой стороне – икона Божией Матери «Знамение». И вот сейчас, даже если мы зайдем в Успенский собор Енисейска, там будет сразу четыре «Спаса Нерукотворных». Почитали очень Архангела Михаила – покровителя казачества. Потом, с развитием железнодорожного сообщения, появляется возможность заказывать иконы из Санкт-Петербурга и Москвы, сюда приезжают иконописцы, и постепенно особенности «енисейского» письма размываются.

Интересно, что история енисейских икон того времени продолжается и в наши дни. Буквально несколько месяцев назад в Покровском соборе Красноярска появился старинный образ Казанской Божией Матери.
Оказалось, что нашли его здесь, в Красноярске, в старой квартире – почерневший, изображение едва просматривалось. Новый хозяин жилья принес его в собор – судя по размерам, икона писалась для храма.

– После реставрации оказалось, что написана она была в Енисейске примерно в конце XVIII – начале XIX века, – вспоминал митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. – Красота самого письма потрясающа, пока она во временном киоте, а потом уже, после реставрации Покровского собора, ей найдут место.


Ценные специалисты в глубинке

Количество преступников, политических ссыльных, которые отправлялись в Сибирь, было огромным. Но часть из них, пополняя население Енисейска, оказывала существенное влияние не только на культурное развитие города, но и в какой-то степени на научное развитие города – это сделало сибирский городок заметным на «научной карте».

Условия, в которых оказались ссыльные, были ужасающими. «В пересыльной тюрьме Енисейска стоял отчаянный холод, – вспоминал социал-демократ А. Башуров. – Стены покрыты толстым слоем снега. В чайниках замерзала вода. Одна кирпичная печь и маленькая чугунка едва топили большое помещение. Способ согреться – борьба. У женщин еще холоднее. К холоду прибавился голод. Пришлось сидеть исключительно на тюремной мутеляге (мутной воде. – НКК), на сыром черном хлебе, которого недостаточно, нет чаю и сахара».

Тем не менее в сибирской глубинке появлялись ценные специалисты, кто-то был востребован, к примеру, в качестве домашних учителей. Среди них был Максимилиан Осипович Маркс, впоследствии о нем напишут, что «енисейские золотопромышленники чтили в нем человека, пострадавшего за свои убеждения, и считали своим долгом доставлять ему в той или иной форме средства к существованию, тем более что он был хороший математик и знающий натуралист». Попал он в Енисейск за предполагаемую связь с Михаилом Каракозовым, предпринявшим попытку убить Александра II. Но занимался не только частными уроками – работал в музее, руководил первой метеорологической станцией: результаты наблюдений в течение 12 лет направлялись в главную физическую обсерваторию Санкт-Петербурга. Он же, по мнению исследователей, доказал существование космической пыли. А в 1878 г. за свою научную работу получил золотую медаль от Академии наук.

В Енисейске до сих пор сохранился один из корпусов больницы, где работал еще один известный ссыльный – святитель Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий).

В своей автобиографической книге «Я полюбил страдание» он писал: «Мой приезд в Енисейск произвел очень большую сенсацию, которая достигла апогея, когда я сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими. По просьбе доктора Василия Александровича Башурова, заведовавшего енисейской больницей, я начал оперировать у него и за два месяца жития в Енисейске сделал немало очень больших хирургических и гинекологических операций. В то же время я вел большой прием больных у себя на дому, и было так много желающих попасть ко мне, что в первые же дни оказалось необходимым вести запись больных. Эта запись, начатая в первых числах марта, скоро достигла дня Святой Троицы…»

Ссыльный Максимилиан Маркс занимался не только частными уроками – работал в музее, руководил первой метеорологической станцией. По мнению исследователей, именно он доказал существование космической пыли


Венские диваны и тропические растения

Каждый исторический период интересен не только глобальными событиями из области экономики или политики. Зачастую хочется узнать о том, как жили люди того времени: что они готовили на обед, как выглядели дома жителей губернии лет сто пятьдесят назад…

А «заглянуть» в купеческую квартиру того времени, к примеру, купца-новатора Ивана Черемных, мы сможем благодаря горному инженеру Уильяму Артуру Мерсеру: он был приглашен из Великобритании специально, чтобы помочь на месторождениях золота.

И позже написал: «Даже в Лондоне никто не пожелал бы иметь дома лучше и красивее и с большим вкусом обставленные. Большие комнаты, много света и воздуха. Дом Черемных действительно прекрасен. Обед был отлично сервирован… Видев эти дома, полные цветов и даже тропических растений (даже платан!), начинаешь задавать себе вопрос: где же ужасы Сибири… Отопление в благоустроенных домах очень искусно сделано. Хотя лично для меня температура и высока, но я думаю, что к ней можно легко привыкнуть. Печи же устроены так, что их совершенно не видно – они проведены в стенах».

Традиционно в домах в переднем углу ставили треугольные столы – угловички, над ними прибивали божницы, или угловые полочки, на которых помещались иконы.

Енисейцы вешали на окна занавески из кисеи, штукатурили стены и оклеивали их обоями или же оклеивали бумагой и белили.

В начале XX века в домах зажиточных горожан стояли венские диваны, ломберные столы, тропические растения в кадках, пианино, граммофоны с пластинками.

Что касается питания, то, как и сейчас, большое внимание уделялось заготовкам на зиму, особенно ягод. Сушили и толкли черемуху, потом варили кисель или пекли пироги. А из кистей рябины делали цукаты – варили целиком, потом обваливали в мелком сахаре и помещали в русскую печь.

Особое место занимала рыба – осетров жители губернии предпочитали закупать именно здесь.
Исследователи приводят интересный способ сохранения этой дорогой и ценной рыбы при перевозке на далекие расстояния: «Осетры доставлялись в город из ближайших деревень живыми, и живыми же владельцы барок привозили их домой, проделав расстояние в 500–700 верст, на что уходило от трех до четырех дней. Делалось это следующим образом – сколачивался длинный ящик, в него в крапиву и другую траву укладывался осетр, в жабры ему вставлялась губка, смоченная в спирте или водке. Так в пьяном виде осетр и проделывал путешествие, благополучно доезжал до места назначения живым».

Примечательно, что за несколько лет до революции в городе была открыта даже школа рыбацкого дела – по настоянию местных купцов, которые очень нуждались в специалистах по засолке и консервации: приходилось приглашать их аж с Астрахани… Научить должны были и починке сетей, и рыболовному законодательству, но 1917 год в эти планы внес существенные коррективы.

Первый телефон в Сибири появился тоже здесь: его установил на прииске управляющий Гутнов в 1885 году

При подготовке были использованы материалы книги «Мир культуры Енисейска второй половины XIX – начала XX века».
Благодарим за помощь сотрудников Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника им. А. И. Кытманова.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 ноября 2022
«Ибо многие придут под именем Моим…»
Недавно красноярский краевой суд вынес решение о ликвидации «Церкви последнего завета», более известной как община Виссариона. Сам основатель этой организации
28 ноября 2022
Дизайнеры предлагают нарядить елку в стиле народных промыслов
В Красноярске побывал уникальный проект «Елки России», придуманный для популяризации культурного наследия, народных художественных промыслов и ремесел нашей страны. Дизайнерские
В единении – сила!
После перестройки в России активизировалась общественная жизнь. На первый план выходили неформальные лидеры. И Гражданская ассамблея стала той площадкой, на