От слов к делу

Десятый КЭФ определил векторы развития страны

От слов к делу Десятый КЭФ определил векторы развития страны

Деловая программа КЭФа-2013 была построена вокруг обсуждения четырех приоритетных тем, обозначенных премьер-министром Дмитрием Медведевым в числе основных направлений деятельности правительства до 2018 года: повышение качества жизни, рост производительности труда, роль регионов в формировании национальной повестки, новые механизмы в государственном управлении. Дискуссии на круглых столах разворачивались именно в этих плоскостях.

Управлять открыто

Одной из площадок, с которой начался второй день форума, стал круглый стол «Открытое правительство: новое качество государственного управления». Именно на принципах открытости должны строиться все изменения, происходящие в стране.

Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства, предложил начать оценивать работу федеральных органов власти по качеству предоставляемых госуслуг:

– Критерии оценки должны быть понятны всем: доброжелательное отношение, время предоставления услуги и т. д. Если уровень удовлетворенности населения будет ниже 70 %, начнется проверка органа власти, последует принятие кадровых решений.

Министр подчеркнул, что проект «Открытое правительство» должен быть понятным каждому, иначе он из народного превратится в политический и утратит свое назначение.

У «Открытого правительства» большие планы на 2013 год. По словам исполнительного директора аналитического центра «Форум» Александра Брагина, в этом году должна начаться работа над проектом «Открытое министерство» – каждому министру будет предложено озвучить свои цели и пути их достижения. Планируется создание особой комиссии, которая займется рассмотрением петиций, поданных в рамках проекта «Общественная инициатива». В 2013-м должен быть усилен гражданский контроль за механизмом управления государственными расходами. Все вместе это будет способствовать формированию эффективной системы управления государством.

Рука об руку

С развитием проекта «Открытое правительство» эксперты КЭФа связывают и увеличение масштабов государственно-частного партнерства в стране. Снимая инфраструктурные ограничения, оно станет толчком для экономического роста, который, судя по списку Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2018 года, должен держаться на уровне не ниже 5 %.

Модель, в основе которой лежало бюджетное финансирование проектов модернизации инфраструктуры, исчерпала свои ресурсы. Развитие инфраструктуры требует вовлечения частных инвестиционных ресурсов с опорой на государственную поддержку, – задал тон дискуссии управляющий партнер московского офиса McKinsey в России Ермолай Солженицын.

Государственно-частное партнерство в условиях российской действительности было оценено участниками дискуссии как эксперимент с непредсказуемым эффектом.

По мнению участников круглого стола, развитие модели ГЧП тормозит отсутствие законодательного регулирования в этой сфере. Максим Соколов, министр транспорта РФ, рассказал, что проект федерального закона, регламентирующего механизмы ГЧП, уже существует и активно обсуждается.

К слову, на нынешнем КЭФе было заявлено несколько проектов и подписано несколько соглашений на условиях ГЧП. Среди них – создание Ангаро-Енисейского кластера, развитие аэропорта Емельяново, соглашения о сотрудничестве между правительством Красноярского края и Газпромбанком, Банком Москвы.

Самолеты и бантики

Модель государственно-частного партнерства необходимо использовать и для развития российской авиации. К такому выводу пришли участники круглого стола по проблемам и перспективам авиационной отрасли.

Одним из векторов развития российской авиации должно стать создание низкобюджетных перевозчиков (low-cost). Валерий Окулов, заместитель министра транспорта РФ, заявил, что до 2014 года в России должно появиться минимум два таких перевозчика. О готовности ряда иностранных компаний зайти на региональный рынок страны и осуществлять недорогие авиаперевозки заявил главный исполнительный директор восточноевропейского лоукостера Wizz Air Йозеф Варади. Однако он отметил, что неблагоприятная законодательная база, высокие пошлины и непрозрачная система налогообложения сдерживают стремления иностранных предпринимателей. Валерий Окулов пообещал: ряд законопроектов, позволяющих улучшить климат вхождения иностранных лоукостеров в Россию, будет принят в самое ближайшее время.

Впрочем, по мнению генерального директора управляющей компании «Аэропорты регионов» Евгения Чудновского, эти меры ничего кардинально не изменят:

– Законопроекты Минтранса – это «бантики». Проблема в другом – летать просто некому. И нам нужно вырастить этот рынок, регулируя тарифы и приучая людей к авиапутешествиям между городами. В ситуации отсутствия рынка создание лоукостера возможно только «под крылом» крупного авиаперевозчика.

Обсуждение проблем лоукостеров плавно перешло в дискуссию по поводу будущего российских региональных аэропортов. Аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга перегружены, в то же время региональные порты имеют колоссальный инфраструктурный запас мощности – с этим согласились все эксперты круглого стола. И задача авиаперевозчиков – перераспределить пассажирские и грузовые потоки по всей стране. Именно эту проблему будет решать формирующийся красноярский авиахаб.

– У Красноярска есть мощное преимущество – территориальное расположение. И нужно его использовать, – сказал Сергей Еремин, министр транспорта Красноярск­ого края. – Но наш авиахаб должен выполнять не только международные и федеральные задачи, но и решать региональные транспортные проблемы.

КОММЕНТАРИИ 

1Абызов.jpgМихаил АБЫЗОВ

министр РФ по вопросам открытого правительства

– Красноярский край вошел в пилотный проект «Открытый регион» и одним из первых стал реализовывать принципы и механизмы открытого госуправления. Многие из направлений, реализуемых в крае, являются новыми и абсолютно прорывными. На их базе будут формироваться методики по внедрению проекта для других регионов России.

1Соколов_министр транстпорта РФ.jpgМаксим СОКОЛОВ

министр транспорта РФ

– Развитие красноярского транспортного узла входит в перечень основных направлений деятельности правительства на период до 2018 года. Красноярск – один из основополагающих и базовых узлов российской транспортной системы. Он был и будет на ключевых позициях в этом смысле. Расположенный на пересечении транссибирских и кроссполярных авиамаршрутов Красноярск способен привлечь мощный транзитный поток грузов иностранных авиаперевозчиков.

1Мишарин.jpgАлександр МИШАРИН

первый вице-президент ОАО «РЖД»

– Будущее транспортной отрасли за высокоскоростным железнодорожным транспортом. И первым таким проектом может стать ветка Красноярск – Кемерово – Новосибирск. Если проект развития высокоскоростного железнодорожного транспорта будет воплощен в жизнь, то Россию можно будет проехать за два дня.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит