Деловая программа КЭФа-2013 была построена вокруг обсуждения четырех приоритетных тем, обозначенных премьер-министром Дмитрием Медведевым в числе основных направлений деятельности правительства до 2018 года: повышение качества жизни, рост производительности труда, роль регионов в формировании национальной повестки, новые механизмы в государственном управлении. Дискуссии на круглых столах разворачивались именно в этих плоскостях.
Управлять открыто
Одной из площадок, с которой начался второй день форума, стал круглый стол «Открытое правительство: новое качество государственного управления». Именно на принципах открытости должны строиться все изменения, происходящие в стране.
Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства, предложил начать оценивать работу федеральных органов власти по качеству предоставляемых госуслуг:
– Критерии оценки должны быть понятны всем: доброжелательное отношение, время предоставления услуги и т. д. Если уровень удовлетворенности населения будет ниже 70 %, начнется проверка органа власти, последует принятие кадровых решений.
Министр подчеркнул, что проект «Открытое правительство» должен быть понятным каждому, иначе он из народного превратится в политический и утратит свое назначение.
У «Открытого правительства» большие планы на 2013 год. По словам исполнительного директора аналитического центра «Форум» Александра Брагина, в этом году должна начаться работа над проектом «Открытое министерство» – каждому министру будет предложено озвучить свои цели и пути их достижения. Планируется создание особой комиссии, которая займется рассмотрением петиций, поданных в рамках проекта «Общественная инициатива». В 2013-м должен быть усилен гражданский контроль за механизмом управления государственными расходами. Все вместе это будет способствовать формированию эффективной системы управления государством.
Рука об руку
С развитием проекта «Открытое правительство» эксперты КЭФа связывают и увеличение масштабов государственно-частного партнерства в стране. Снимая инфраструктурные ограничения, оно станет толчком для экономического роста, который, судя по списку Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2018 года, должен держаться на уровне не ниже 5 %.
Модель, в основе которой лежало бюджетное финансирование проектов модернизации инфраструктуры, исчерпала свои ресурсы. Развитие инфраструктуры требует вовлечения частных инвестиционных ресурсов с опорой на государственную поддержку, – задал тон дискуссии управляющий партнер московского офиса McKinsey в России Ермолай Солженицын.
Государственно-частное партнерство в условиях российской действительности было оценено участниками дискуссии как эксперимент с непредсказуемым эффектом.
По мнению участников круглого стола, развитие модели ГЧП тормозит отсутствие законодательного регулирования в этой сфере. Максим Соколов, министр транспорта РФ, рассказал, что проект федерального закона, регламентирующего механизмы ГЧП, уже существует и активно обсуждается.
К слову, на нынешнем КЭФе было заявлено несколько проектов и подписано несколько соглашений на условиях ГЧП. Среди них – создание Ангаро-Енисейского кластера, развитие аэропорта Емельяново, соглашения о сотрудничестве между правительством Красноярского края и Газпромбанком, Банком Москвы.
Самолеты и бантики
Модель государственно-частного партнерства необходимо использовать и для развития российской авиации. К такому выводу пришли участники круглого стола по проблемам и перспективам авиационной отрасли.
Одним из векторов развития российской авиации должно стать создание низкобюджетных перевозчиков (low-cost). Валерий Окулов, заместитель министра транспорта РФ, заявил, что до 2014 года в России должно появиться минимум два таких перевозчика. О готовности ряда иностранных компаний зайти на региональный рынок страны и осуществлять недорогие авиаперевозки заявил главный исполнительный директор восточноевропейского лоукостера Wizz Air Йозеф Варади. Однако он отметил, что неблагоприятная законодательная база, высокие пошлины и непрозрачная система налогообложения сдерживают стремления иностранных предпринимателей. Валерий Окулов пообещал: ряд законопроектов, позволяющих улучшить климат вхождения иностранных лоукостеров в Россию, будет принят в самое ближайшее время.
Впрочем, по мнению генерального директора управляющей компании «Аэропорты регионов» Евгения Чудновского, эти меры ничего кардинально не изменят:
– Законопроекты Минтранса – это «бантики». Проблема в другом – летать просто некому. И нам нужно вырастить этот рынок, регулируя тарифы и приучая людей к авиапутешествиям между городами. В ситуации отсутствия рынка создание лоукостера возможно только «под крылом» крупного авиаперевозчика.
Обсуждение проблем лоукостеров плавно перешло в дискуссию по поводу будущего российских региональных аэропортов. Аэропорты Москвы и Санкт-Петербурга перегружены, в то же время региональные порты имеют колоссальный инфраструктурный запас мощности – с этим согласились все эксперты круглого стола. И задача авиаперевозчиков – перераспределить пассажирские и грузовые потоки по всей стране. Именно эту проблему будет решать формирующийся красноярский авиахаб.
– У Красноярска есть мощное преимущество – территориальное расположение. И нужно его использовать, – сказал Сергей Еремин, министр транспорта Красноярского края. – Но наш авиахаб должен выполнять не только международные и федеральные задачи, но и решать региональные транспортные проблемы.
КОММЕНТАРИИ
Михаил АБЫЗОВ
министр РФ по вопросам открытого правительства
– Красноярский край вошел в пилотный проект «Открытый регион» и одним из первых стал реализовывать принципы и механизмы открытого госуправления. Многие из направлений, реализуемых в крае, являются новыми и абсолютно прорывными. На их базе будут формироваться методики по внедрению проекта для других регионов России.
Максим СОКОЛОВ
министр транспорта РФ
– Развитие красноярского транспортного узла входит в перечень основных направлений деятельности правительства на период до 2018 года. Красноярск – один из основополагающих и базовых узлов российской транспортной системы. Он был и будет на ключевых позициях в этом смысле. Расположенный на пересечении транссибирских и кроссполярных авиамаршрутов Красноярск способен привлечь мощный транзитный поток грузов иностранных авиаперевозчиков.
Александр МИШАРИН
первый вице-президент ОАО «РЖД»
– Будущее транспортной отрасли за высокоскоростным железнодорожным транспортом. И первым таким проектом может стать ветка Красноярск – Кемерово – Новосибирск. Если проект развития высокоскоростного железнодорожного транспорта будет воплощен в жизнь, то Россию можно будет проехать за два дня.