Для большинства территорий края самолет или вертолет является, без преувеличения, единственным средством связи с большим миром. Борт – это и пища, и медицинская помощь, и средство коммуникации… Причем актуально это не только для Крайнего Севера. Так называемых труднодоступных районов у нас в крае довольно много. Именно поэтому воздушный транспорт – приоритет социально-экономического развития региона. В ближайшие годы планируется существенно модернизировать авиапарк и наземную инфраструктуру.
Нынешнее состояние аэропортов, мягко говоря, далеко от идеала. Да, самолеты и вертолеты летают, но рейсов катастрофически не хватает. Например, в Енисейске, когда зимники подтаивают, а обычные дороги превращаются в грязное месиво, порт напоминает… автобусную остановку. Чтобы улететь, нужно заранее занимать очередь, что, впрочем, не гарантирует билета. И дело тут не только в нехватке кадров или недостатке бортов. Собственно, одно сдерживает другое. Наземная инфраструктура изношена на 85 %. Как следствие, взлетно-посадочные полосы в ряде случаев не могут принимать современные суда. Целесообразность покупки новых самолетов зачастую ставится авиаторами под сомнение. Действительно, если борт и появится, то куда он будет летать? А ведь уже в 2017 году, по расчетам специалистов, даже имеющийся авиапарк придет в негодность.
Впрочем, выход из, казалось бы, замкнутого круга найден. Одним из приоритетных направлений краевого правительства сегодня является модернизация аэропортовой инфраструктуры и реновация воздушного парка. По словам губернатора Красноярского края Льва Кузнецова, ждать времени «Ч», когда буквально все обветшает, никто не собирается:
– Обновлять парк и заниматься аэропортами мы должны уже сегодня. И сделать это нужно ранее установленного срока.
Наиболее острый вопрос – наземная инфраструктура. Выделение финансирования из бюджета не выход. Ведь большая часть аэровокзалов в одиночку не может работать безубыточно, какой бы гениальный менеджер ими ни руководил. Такова специфика региона. Порты разбросаны по краю на сотни километров. В иных территориях так мало населения, что поднять частоту рейсов до уровня рентабельности не удастся. Но и обрывать единственную для людей ниточку, связывающую их с большим миром, тоже нельзя.
В правительстве края проблему решили кардинально: если порты не могут справиться с проблемами в одиночку, их нужно объединить. Одно большое предприятие – это уже сила. А мощь привлекает инвесторов. А инвестор – это и дополнительное финансирование, и выход на рентабельный уровень, и возможности для модернизации. В планах краевых властей – завершить объединение в течение ближайших двух лет.
Впрочем, этот шаг лишь один из рецептов спасения авиации. Обновлять вывеску, не ремонтируя все здание, по сути, пустая трата времени и денег. По словам и. о. министра промышленности, энергетики, транспорта и связи края Дениса Пашкова, нужно создать иную систему перевозок. Существующая инфраструктура досталась нам в наследство от советской эпохи. Тогда были другие цели, другая экономика. И с большей долей вероятности можно предположить – старые решения для новых задач не сработают.
Поэтому в крае сегодня кардинально пересматривают взгляды на формирование инфраструктуры. Главное – на базе старого создать новые точки роста, наиболее оптимально распределить пассажиро- и грузопотоки. Сейчас рассматриваются самые разные варианты. Примечательно, что к этой теме проявляют интерес не только власть, но и частный бизнес. Например, в Ачинске частники всерьез задумались о создании мини-авиахаба – модернизации аэропорта, закупке новых самолетов. Этот проект уже получил одобрение и поддержку властей. С точки зрения стратегии шаг правильный. Возить грузы на Север из красноярской Черемшанки существенно дороже, чем из Ачинска. При этом развитие авиации автоматом влечет подъем всей экономики прилегающей территории. Ведь здесь сосредоточены перерабатывающие предприятия, пищевая промышленность. Новая дорога на Север – это еще один из потенциальных рынков сбыта для местных производителей.
В крае планируется создать несколько базовых аэропортов. Уже сегодня стоит всерьез задуматься и о перевозчиках. Алгоритм действий здесь тот же, что и с наземной инфраструктурой. Авиаторы региона единодушны во мнении: объединение сразу нескольких компаний усилит отрасль.
Денис Пашков, например, считает, что, действуя в рамках разработанной формулы развития, удастся, не дожидаясь 2017 года, полностью обновить авиапарк, повысить частоту рейсов, загрузив работой простаивающие порты. В результате произойдет снижение стоимости билетов. Ведь многие красноярцы отказываются от перелетов именно из-за дороговизны. Ожидается, что программа реновации будет идти одновременно с программой модернизации на земле. По сути, речь идет о настоящей отраслевой революции, оценить результаты которой мы сможем уже через несколько лет.