Закрытое странами Евросоюза небо, аресты находящихся в лизинге авиалайнеров и другие меры санкционного давления на нашу страну перечеркнули планы на отпуск многих россиян, собиравшихся отдохнуть за границей. А кому-то не повезло вдвойне – отменили уже оплаченные ими туры. И теперь в итоге у таких несостоявшихся путешественников ни денег, ни шезлонга под солнцем.
Позиция туриста
В редакцию НКК обратился житель краевого центра Юрий К. Его случай можно считать типичным – в похожей ситуации оказались сотни туристов, купивших путевки в Доминиканскую Республику на март и апрель этого года. Когда до вылета оставались считаные дни, от туроператора ему пришло уведомление о том, что поездки не будет. Юрий попытался вернуть свои деньги.
– Я написал претензию, в которой указал, что все обязательства перед туроператором по договору я выполнил в полном объеме. Однако так и не смог совершить оплаченное путешествие «в связи с существенным изменением обстоятельств – невозможностью совершения поездки туристом по не зависящим от него причинам». Туроператор возвращать уплаченную за путевку немалую сумму, по сути, отказался.
Версия туроператора
Мы разделяем вашу тревогу в связи с геополитической ситуацией, в том числе ограничениями полетов рядом иностранных государств и, как следствие, изменением полетных программ, аннулированием туристских продуктов. Указанные обстоятельства обладают всеми необходимыми признаками для признания их обстоятельствами непреодолимой силы, при возникновении которых стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, – ответили Юрию в официальном письме.
И предложили «с пониманием отнестись к указанной ситуации, воспользоваться одним из предложений туроператора, размещенных на официальном сайте».
Иными словами, деньги лежат как бы на депозите, их можно потратить на поездку в другое время и в другое место.
– Вот только отпуск свой в этом году я уже использовал, – говорит по этому поводу Юрий. – Да и альтернативное предложение у туроператора на тот момент было всего одно, и оно меня категорически не устраивало. Что теперь делать, я не знаю.
Решайте сами
Судиться с туроператором в попытке вернуть свои кровные или все же воспользоваться его предложением и вместо Доминиканы поехать, к примеру, в Сочи – каждому придется решать самостоятельно. Плюсы и минусы есть и в том, и в другом варианте. По большому счету то, что произошло, для организаторов турпоездок тоже стало полной неожиданностью.
Наша компания всегда проявляет заботу о здоровье и благополучии своих клиентов, всегда выполняет свои обязательства в полном объеме и стремится к повышению качества туристического обслуживания, – говорится в письме туроператора Юрию К.
И это действительно так. В похожей ситуации сейчас оказалась вся российская «большая пятерка» федеральных организаторов турпродукта. Специалисты ищут пути решения проблемы и по большому счету несостоявшихся туристов один на один с ней не оставляют.
Путешествие не сорвано, оно всего лишь отложено. Да, ехать предлагают не туда, куда хотелось изначально, да, не в те даты, да, отпуск нужно будет переносить и вообще как-то все это с работодателем утрясать – но вот такое сейчас сложное время.
А тем, кто все же решит не доводить дело до суда, по вопросу перебронирования тура нужно обращаться к турагенту, с которым уже заключен договор о реализации туристического продукта.
Господдержка
Правительство продлило сроки возврата денег за не состоявшиеся из-за коронавируса поездки. Туроператоры могут исполнить свои обязательства до 31 декабря 2022 года.
– Это решение касается только тех обязательств, которые не могли быть исполнены по объективным, не зависящим от туроператоров обстоятельствам: страны были закрыты для путешествий или имелись существенные ограничения, – отметил глава Роспотребнадзора края Дмитрий Горяев. – До конца этого года туроператоры должны предложить туристу аналогичный турпродукт или вернуть деньги.
Комментарий Роспотребнадзора
Прокомментировать ситуацию, в которую невольно попал не только Юрий, но и сотни наших земляков, мы попросили специалистов управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
В соответствии с действующим законодательством обязательства сторон по договору должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, – отвечают представители ведомства. – Однако могут возникнуть некоторые обстоятельства, при которых отсутствует возможность совершения перелета, включенного в туристский продукт, по объективным, не зависящим от туроператора причинам, например, закрытие воздушного пространства. В таком случае туристу предпочтительнее достичь соглашения с туроператором об изменении договора и совершении путешествия в иной срок или по другому направлению.
Если такое соглашение отсутствует, и туроператор отказывается возвращать денежные средства, то туристы могут защитить свои права только в судебном порядке. Поскольку обстоятельства сложились так, что ни одна из сторон не виновата в нарушении условий договора, то суд может распределить между туроператором и туристом расходы, понесенные в связи с исполнением договора.
В соответствии с законом о защите прав потребителей туристы могут предъявить иск по своему выбору: по месту заключения или исполнения договора; по месту жительства; по месту нахождения ответчика. Потребители освобождены от уплаты государственной пошлины.
Поскольку по договору о реализации туристского продукта лицом, предоставляющим услуги, является туроператор, то все материальные требования, в том числе и относительно возврата стоимости турпродукта в части оплаты перевозки, потребитель вправе адресовать указанному лицу.