Нередко в СМИ появляется информация о несчастных случаях с россиянами на отдыхе за границей. Чаще всего эти неприятности усугубляются тем, что у туристов не оказывается медицинской страховки или она оформлена на минимальную сумму. Показателен недавний случай – красноярец скончался в Китае на глазах жены и ребенка. На возвращение умершего на родину потребовалось полтора миллиона рублей.
Всем, кто отправляется за рубеж, следует помнить: чтобы минимизировать риски, если подобное случается, нужно заранее позаботиться о правильном полисе и оформить его в надежной компании.
Страховка обязательна
Практически всегда в новостях о подобных историях фигурирует денежный вопрос. Начинаются сборы средств по знакомым, через социальные сети. Страховщики при этом то медлят, то ссылаются на форс-мажоры, превышение лимита по полису. Посольства или МЧС активно подключаются, лишь когда наших много: группа туристов пострадала в природной, техногенной катастрофе, в результате теракта и т. п.
Заболел, умер, разбился в одиночку? Полагайся на себя, родных и страховую. Неправильно выбрал компанию? Сам виноват.
В истории с Китаем нашим землякам пришлось занимать у гидов деньги на оплату услуг скорой помощи, а на вывоз тела средств уже не хватило. Пришлось оставить родного человека в чужой стране и вернуться домой одним. Страховщики в конце концов занялись этим вопросом, согласившись на транспортировку – она обойдется в полтора миллиона рублей.
Ряд стран, в том числе европейских, требуют, чтобы туристы имели обязательную страховку – без этого не дадут добро на «шенген». Обычно стандартная сумма страхового покрытия – около 30 тысяч евро. В США или Канаде – 50 тысяч долларов. Но тут стоит помнить – полная сумма рассчитана на самый крайний случай. Это смерть, серьезное заболевание, увечье в случае аварии. Заболел зуб? Стоматология – отдельная и самая дорогостоящая строчка в прейскуранте практически всех медучреждений во всех странах и страховкой не покрывается.
Может случиться, что суммы страховки не хватит. Такое бывает, если пациент долго находится в клинике, требуется серьезная медикаментозная поддержка или операция.
Без страха
Представитель туристической компании Александра Плотникова советует при выборе страховой компании не стесняться и требовать полного раскрытия всех условий:
– Договоры никто не читает. Так хотя бы спрашивайте, на что рассчитана страховка, что будет в том или ином случае. Вот прямо так: простыла, сломала руку, что делать? Пусть дадут бумажку или сами запишите со слов алгоритм действий, телефоны. Если вас что-то смущает в условиях компании, которую советует турфирма, смело заявляйте, что будете страховаться в другой организации. Единственный критерий надежности – имя и безупречная репутация. Если вам пытаются навязать услугу, уходите из такой турфирмы.
По словам Александры Плотниковой, все страховки можно разделить по уровням. Минимальный полис должен обеспечивать услуги неотложки, нахождение в больнице, перевозки тела в случае гибели. Этот уровень автоматом включается в стоимость практически любого тура. А вот по остальным случаям можно обращаться самостоятельно в страховую компанию.
Более расширенный вариант предполагает оплату компанией эвакуации туриста в страну (если тот заболел) и даже посещения родственников, если человек остался на длительное лечение за границей. Также страховщик может оплатить ваше возвращение, если лечение затянулось и пациент пропустил свой рейс на родину.
Следующий уровень, помимо уже перечисленных услуг, может включать квалифицированную юридическую поддержку при возникновении проблем в чужой стране. Иногда сюда включают даже риски по задержке или утере багажа, билетов, возмещение ущерба в случае невыезда за границу.
Отметим, разделение исключительно условное, в некоторых компаниях есть более дробное деление. К примеру, отдельно могут рассматриваться поездки на авто. Такой полис, купленный на период европейского путешествия, защитит, если произойдет поломка, ДТП, обеспечит эвакуацию и ремонт. А вот когда соберетесь в путешествие по Африке на мотоцикле, лучше договариваться со страховой отдельно, учитывая специфику стран на континенте. Как отметил менеджер туркомпании Максим Костиков, экстремальный туризм – это вообще отдельная история. Лучше сразу рассказать, что собираетесь на такой отдых, и оформить спортивную страховку, которая обеспечит особое внимание спасателей, доставку с гор или из открытого моря…
Что делать?
Если в зарубежной поездке с вами или вашими родными приключилась беда, нужно обращаться в консульство, компанию-страховщик и турфирму. Полис и телефоны для связи нужно носить всегда с собой – сделайте копию себе и родственникам, которые остаются в России. Договоритесь, что в определенное время будете выходить на связь. В случае несостоявшегося «сеанса» родные должны начать беспокоиться и принять меры по поиску.
При трагических обстоятельствах алгоритм абсолютно такой же. Никаких затягиваний быть не должно. Подготовка тела, заказ специального гроба для транспортировки, транспортные расходы – все это берет на себя страховщик. И кто бы что ни говорил – стандартной страховки, которая автоматом включена в стоимость тура, хватает в обычной ситуации. Единственное, что может дополнительно понадобиться, – составить доверенность на представителя страховщика, чтобы он мог получить вещи погибшего.
Бдительность не помешает
Стоит помнить, что медицинское страхование является обязательным. Вас в любом случае застрахуют по минимуму. Для большинства поездок на зарубежные курорты этого хватает. Однако если вы самостоятельно отправляетесь в путешествие, лучше оформить дополнительный полис. В медстраховку не включены, к примеру, несчастные случаи, ведущие к смерти или инвалидности. В соответствии со стандартным договором туриста должны доставить в больницу, оказать помощь, но получить компенсацию от страховой не удастся. Также медстраховка не покрывает ущерб, который вы нанесли третьим лицам.
– Как показывает практика, турист может повредить что угодно и где угодно, – отмечает Александра Плотникова. К примеру, катался на море на гидроцикле и врезался в другое транспортное средство. Придется платить за его восстановление. Это может быть не одна сотня долларов. И таких сфер много, где может понадобиться страховка.
И еще нужно знать, что существует два вида страхования: компенсационное и сервисное. Первое предполагает, что у вас есть средства на непредвиденные расходы. По приезде вы представляете в страховую документы о потраченных суммах, и вам все компенсируют.
Сервисный вид – это когда компания договаривается с фирмами за рубежом и компенсирует затраты непосредственно тем, кто их оказал. То есть вам платить ничего не нужно, так же как и собирать документы. И помните: полис нужно покупать до поездки, а не во время путешествия. Иначе такой полис может считаться недействительным.