«Войны выигрывает школьный учитель», – заметил в конце XIX века германский канцлер Отто фон Бисмарк. Если убрать из фразы разрушительную составляющую, точнее и не скажешь. Ведь, слава богу, сегодня мы чаще говорим не о войнах – скорее о вызовах: интеллектуальных, творческих, карьерных и многих других. Так вот: «штабные карты» для достойного ответа требованиям времени (и настоящего, и будущего) педагоги начинают «рисовать» прямо с первого класса. И победа требует от них не только целостной системы знаний, умений, навыков, но и огромных душевных сил, мудрости, любви к детям.
Спросите любого видного ученого, бизнесмена, политика: кому они обязаны своим успехом? Будьте уверены – каждый найдет теплые слова для своего первого учителя, предметника, классного руководителя. Все разумное, доброе, вечное, что в нас есть, во многом закладывается не только родителями, но и учительским трудом.
Как писал великий педагог Василий Сухомлинский, «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». Более 22 тысяч учителей края каждый день занимаются этой святой, но не всегда благодарной работой, встречают у школьного порога почти 304 тысячи мальчишек и девчонок. И каждого знают по имени.
Как человек становится учителем? Для кого-то это судьба: так получилось. Для другого – призвание. Идущее из глубины души, от самого сердца желание учить любви и добру, раскрывать перед десятками распахнутых глаз тайны окружающего нас мира, давать ответы на тысячи «почему». «И судьба, и призвание», – скажет третий. Наверное, именно в этом и заключается учительское счастье.