Историки, социологи, публицисты часто говорят о памяти общества как о национальной памяти. Она помогает понять, кто мы и куда идем. И без памяти о Великой Отечественной войне нет нашей нации. С 1941-го по 1945-й мы сражались за себя как народ, за свою независимость, свою культуру и язык. Память о подвиге старшего поколения, об утратах – основа нашего духовного единства. Основа национального самосознания. Так было, но как будет?
Осталось не так много времени до того момента, когда документы Великой Отечественной войны станут археологическим материалом. Эмоциональная связь с Великой Победой разрушается. Будет ли молодежь XXI века гордиться званием народа-победителя, как гордились наши родители? Сохранится ли эта война в исторической памяти будущих поколений?
Денис Гергилев, директор гуманитарного института СФУ, кандидат исторических наук, уверен, что это одна из задач историков, педагогов, деятелей культуры. Они превращают факты в ощущения, эмоции. Исторические события страны не могут лежать как вещи в чулане, где вперемешку сложены и победы, и поражения, и перевороты, и присоединение земель. Нужно обязательно инвентаризировать «кладовую», «доставать» факты и думать. Денис Гергилев призывает работать с историческим прошлым. Не на уровне «выучить даты», а на уровне понимания причин и последствий событий. В сложные времена, как сейчас, когда братское государство, наш сосед, на грани гражданской войны, особенно необходимо обращение к истории. Историческое поле – место для диалога, инструмент понимания природы вещей.
Почему мы празднуем День Победы? Да, 9 мая 1945 года подписан акт капитуляции германской армии. И что дальше? Молодое поколение и через века должно чувствовать сопричастность к героическим событиям войны, чтобы нести ответственность за общее будущее.
Денис Гергилев размышляет с «НКК» об уроках войны.
Как не стать Иванами, не помнящими родства
– Как мы преподаем историю, так и воспитываем молодежь. Если институт, школа, семья не учат любить и знать историю своего народа или государства, у человека возникает искаженное понимание своей страны, зачастую негативное отношение к ней. Мы не можем допустить, чтобы у нас был в голове либо мусор, либо вакуум. Вот печальный пример: два десятилетия особого преподавания истории в школах Украины дали свой результат. Молодежь выросла без стержня. Многие молодые люди Украины находятся в плену ложных иллюзий по отношению к своему историческому прошлому. Эти иллюзии целенаправленно формировались последние двадцать лет. Неверное понимание своего прошлого приводит зачастую к неправильным ожиданиям от будущего. Когда мы лишаемся исторического знания, мы становимся людьми без памяти. Задача в том, чтобы применять механизмы исторической памяти в воспитании поколений. Иначе непонятно, кто придет нам на смену. Нужно укреплять свой исторический фундамент, на котором происходит проектирование будущего.
На лекциях мне, как педагогу, важно вызвать студентов на диалог, дать им возможность выразить отношение к событиям, научить пользоваться информацией. Страшно, когда заходишь в аудиторию, задаешь вопрос для разминки «Назовите великих военачальников Великой Отечественной войны», а ребята молчат и глаза опустили. В 90-е годы было массовое падение уровня знаний – по математике, физике, гуманитарным наукам. Никто не хотел учиться. Сейчас, слава богу, происходит возвращение тяги к знаниям, к своей истории. У нас нет дефицита книг о войне. Информации – море. С развитием Интернета важно ее фильтровать. Ведь на просторах Сети плодятся сайты неклассической истории, националистические, партийные ресурсы.
Почему важен звонок родителям
– Ценность Победы, подвиги солдат… В эмоциональном плане все меняется. То, что было для дедушек и бабушек большой болью и великой радостью, для нас – просто былые времена. Мы пытаемся понять их чувства, но чего-то не хватает. Однако от этого война не утрачивает свое историческое значение. Масштабы Великой Отечественной огромны, ужасающи по своим потерям. Боль коснулась каждой семьи. Память о войне будет жить, пока мы общаемся с нашими родителями, бабушками, дедушками, мы поддерживаем не только историческую, но и эмоциональную связь. И лучший урок памяти – звонок родителям. Ведь мы все меньше уделяем им внимания, редко приезжаем, почти не звоним… Элементарные вещи требуют от нас больших усилий, работы над собой.
Молодому поколению сложно осознать гибель миллионов людей. На уроках истории педагогам приходится приводить жуткие сравнения, чтобы человек примерил что-то на себя и уроки войны наполнились смыслом. Но не стоит культивировать чувство страха перед войной, пугать жестокостью врагов. На страхе нельзя строить будущее. Лучше говорить о патриотизме, о том, как их ровесники самоотверженно защищали свою страну. Каждый молодой человек должен задаться вопросом – а я бы смог?
О связующей нити
– С годами уходят из жизни ветераны, живые свидетели войны. Но могилы павших, города – герои воинской славы остаются. У их жителей и через века будет особое отношение к Великой Отечественной войне. Молодым сибирякам сложнее ощутить сопричастность. Ведь Санкт-Петербург, Псков, Смоленск, Волгоград далеко. Но мы активно участвуем в поисковой работе, несем вахту памяти. Это та нить, которая нас будет связывать с войной. В СФУ уже три года действует поисковый отряд «Енисей», который выезжал во многие города. Ребята работают с архивами, встречаются с ветеранами. Обсуждают все – от военных операций до окопного меню солдат. Только так и через 30, и через 50 лет мы сохраним память о священной войне. Вообще, для грамотной оценки событий должно пройти 100 лет.
К чему приводят игры с прошлым
– Стоит ли противостоять атакам на память о войне, ее интерпретациям? Стоит. Нужно уметь защищать свою позицию, аргументированно высказывать свою точку зрения. Тогда любые атаки не страшны, наоборот, они привлекут внимание общественности к теме. Можно и нужно вступать в споры, опять же подогревать интерес к событиям Великой Отечественной. Противоречия опасны только на уровне школы, где должна быть единая концепция видения истории. Единый фактологический материал. Чтобы правильно анализировать события, делать выводы по любым событиям истории страны от опричнины Ивана Грозного до распада СССР.
Один телеканал пошутил устами дилетантов, легкость проявил к теме войны. Провел опрос на тему «Нужно ли было сдавать Ленинград немцам, чтобы спасти жизни?». Это говорит об ужасающей неграмотности как ведущих, так и менеджеров канала. Нельзя к прошлому относиться так вольно. Можно вызвать негативную или ложнопозитивную реакцию. Данный вопрос не для общественного обсуждения. В лучшем случае он научно-теоретический. Еще пример – шутливый рейтинг уродливых памятников в Интернете, в числе которых оказался один монумент павшим в Великой Отечественной. Война – не девица красная, чтобы всем нравиться. Война – ужас и боль, грязь, голод, страх. Памятники войне – взгляд художников послевоенного времени. Памятники возникают на определенном эмоциональном порыве. Многие стелы и скульптуры могут нам показаться странными. Они возникли в первые десятилетия после войны или даже в первые месяцы после освобождения городов. Это наше прошлое, с ним надо бережно обращаться. Я против сноса любых памятников. История все расставит по местам. Время все расставит по своим местам. Важно найти в себе мужество и не разрушать прошлое. Иначе не будет фундамента для будущего.
О войне еще не все снято и написано
Приятно, что фильм Бондарчука «Сталинград» вне зависимости от его ценности художественной собрал рекордную аудиторию как военная тема. Наличие таких фильмов очень важно, это часть просвещения. Если не будет таких фильмов, мы будем бесконечно смотреть «Трансформеров» и «Человеков-пауков». Великая Отечественная Ввойна – неисчерпаемый кладезь идей и сюжетов. Миллион историй, судеб, коллизий. И героев придумывать не надо. Героизм как понятие никогда не потеряет значения. Подростки могут посмеяться над подвигами солдат, но не факт, что внутренне они так чувствуют. Просто тема осознанного героизма, способности самопожертвования их смущает. История учит тому, что все мы пойдем защищать страну и семью, будем умирать за свою Родину, когда она призовет.
Мы – народ-победитель – факт, который останется в нашем сознании навсегда. Любые документы войны, открывшиеся тайны и секреты не изменят наше отношение. Мы знаем об армии Власова, предательствах, сдаче в плен, трусости отдельных личностей. Мы не можем осудить такие поступки. Хорошо или плохо – это не категория для историка. Есть факты и последствия. Пусть и печальные. Это не умаляет значимость Победы, а только усиливает ее.