Параллельный мир анимации

Что там – за границами телеэкрана?

Параллельный мир анимации Что там – за границами телеэкрана?
Фото пресс-службы «Енисей кино»

Денис Чернов и Татьяна Белова из студии компьютерной анимации «Петербург» привезли в Красноярск на II Международный фестиваль фильмов для детей и юношества «Герой» свой новый проект – полнометражный мультипликационный фильм «Финник». Он вышел на экраны кинотеатров в этом году и почти месяц продержался на первом месте в топе по кассовым сборам в России и странах СНГ.

На красноярском фестивале «Финник» одержал победу в номинации «Лучший полнометражный анимационный фильм». Мультфильм рассказывает о зарождении дружбы между девочкой Кристиной и забавным мохнатым домовым по имени Финник.

Денис и Татьяна также создатели многосерийного мультфильма «Смешарики», который уже много лет не сходит с телевизионных экранов и радует детей и взрослых все новыми и новыми сериями. Об этом мультике, а также о развитии анимации в России мы и разговариваем с режиссером Денисом ЧЕРНОВЫМ и сценаристом Татьяной БЕЛОВОЙ.

 – Как начинался этот необычный проект, откуда взялись нереальные – совершенно круглые звери?

Денис:

– Это был 2003 год, российская анимация была на стадии становления. Но уже появились студии, которые робко пытались на экраны страны выплеснуть какую-то продукцию. Я познакомился с генеральным продюсером мультфильма Ильей Поповым, он спросил: «Хочешь поучаствовать в масштабном проекте – мультфильм на 200 серий?» На тот момент это звучало фантастически. Ведь до этого в России никто не делал ничего подобного.

Но мне понравился настрой ребят. Я был относительно свободен и ввязался в эту авантюру. Думал, весело проведем время и после полутора серий разойдемся. Но вот уже 19 лет работаю над проектом. За это время сделали три полнометражных фильма, огромное количество классических серий, плюс «Малышарики» – «Смешарики» для самых маленьких…

– А как придумали таких необычных шарообразных героев?

– Есть легенда: когда-то существовала фирма, которая разрабатывала всякую оформительскую продукцию. В ней работали Илья Попов и Салават Шайхинуров (художник-постановщик «Смешариков». – НКК). Кондитерская фабрика попросила ребята разработать коробки для конфет, хотели, чтобы на них были звери, которым очень нравятся сладости, они их много едят. А как выглядят объевшиеся животные? Вот и появились два круглых персонажа – один с длинными ушами, другой с иголками.

На коробку они в итоге не пошли, а Илья решил организовать вселенную вокруг них. С Кроша и Ежика все и началось.

У Салавата была идея создать мир без насилия. Это послужило камертоном тому, что происходит во вселенной смешариков. Там бесконечное количество конфликтов, недопониманий, споров. Но прямой агрессии, негатива нет.

– Может быть, из-за этого обилия споров мультфильм кажется не детским. Ведь там разбираются философские темы. Вы намеренно не ставите точку в каждой конкретной ситуации, чтобы зритель сам нашел решение проблемы?

– Как авторы мы поступили эгоистично. Нам не хотелось делать продукт заказным и рафинированным. Мы хотели себя повеселить и заинтересовать. И все это стилизовано под детский проект. Дети видят цветных персонажей, забавные ситуации, но при этом происходит раскрытие взрослых проблем. Соприкосновение детского и взрослого дало второе дно – за происходящим на экране с интересом следят и родители.

Ощущение многоточия – тоже характерный признак проекта. Мы не окрашиваем в контрастные цвета характеры и ситуации. Всегда есть разночтение – возможность пойти разными дорогами. История по этим дорожкам петляет. Это в хорошем смысле усложняет маленькую шестиминутную ситуацию.

– Есть у вас любимые герои, которые ближе вам по характеру?

Татьяна:

– Мне одно время нравился Лосяш – он гений и дитя в чем-то. Очень интересный персонаж. А сейчас я люблю Нюшу. Мне нравится с ней работать. Она многогранная. Может быть пацаненком, пиратом, девчонкой-хулиганкой. Это идеальный женский персонаж. Потому другие дамы нам и не нужны. Разноплановая Нюша, которая сочетает в себе лучшие и худшие женские качества. В ней все гипертрофировано – в разных ситуациях раскрывается то в одну, то в другую сторону. Если появится еще один такой же динамит, будет плохо.

– А сложно сценаристу работать с персонажами, которые появились 19 лет назад? За это время так много сказано…

– Количество сюжетов в драматургии ограничено – можно сосчитать по пальцам одной руки. Другое дело, как авторы их трактуют. Преподносят, рассказывают и показывают ситуацию по-другому. Стараемся не повторяться, а задать новый необычный ракурс той же проблемы.

– Как изменилась российская анимация за эти 20 лет? Появились новые требования, посылы, методы?

Татьяна:

– Она стала взрослее. Перешла из разряда мультиков для детишек в продукт для широкой аудитории. Это эффектное иносказание. Параллельный мир, в который ты готов прийти, окунуться.

Денис:

– За счет этого и произошло разделение по возрастным категориям. В анимации появился термин «целевая аудитория». Сейчас каждый проект должен иметь признаки принадлежности к определенной возрастной категории.

Нам повезло: мы начали делать анимацию, когда в России не было жестких нормативов. Сейчас четко расписано, что должно быть в детском мультфильме. Например, нельзя купаться в пруду, нельзя пойти куда-то без взрослых или проехать на велосипеде без шлема и наколенников. Это настолько обедняет историю! Влияет на возможность рассказать о том, что ты задумал. Например, история с «Ну, погоди!», где Волк курил. Сейчас мы договорились, что курение вредно и на экране курить не будут. Но сигарета во рту – это художественный образ, который работает на раскрытие персонажа. Ушла сигарета – и наш инструментарий сразу стал меньше.

– Часто приходится слышать, как о современных российских мультфильмах говорят: мол, напоминает Голливуд или «Дисней». А как вы к этому относитесь?

Татьяна:

– Российская анимация находится еще в подростковом возрасте. Она как ребенок – похожа то на маму, то на папу.

Денис:

– На Западе производство анимации носит индустриальный характер – огромное количество узкопрофильных специалистов, учебных заведений. И пробиться в анимационные студии на хороший проект тяжело. У нас наоборот: мы стоим в очередь за специалистами, их не хватает.

Западная мультипликация идет впереди, у них было больше времени для развития. А мы после развала СССР оказались на нуле – не понимали, в какую сторону двигаться. И то, что наши проекты похожи на западные, я расцениваю как комплимент. Мы не стараемся под них закосить. Но это означает, что наш проект приобретает качество, которое заслуживает того, чтобы зритель пошел в кинотеатр и заплатил за просмотр картины.

Фото пресс-службы «Енисей кино»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности