Новый законопроект разрешает региональным властям делать парковки во дворах жилых домов платными. Автомобилисты недоумевают: теперь кто-то станет брать с них деньги за стоянку машины, которую до этого человек держал у себя под окнами бесплатно?
В конце декабря прошлого года Госдума в окончательном, третьем чтении одобрила законопроект № 1047264-6 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации». Среди прочего в нем прописаны требования к парковкам общего пользования и платным парковкам.
До этого в России не было единого правового акта, регулирующего все вопросы организации дорожного движения, платной парковки, платных дорог и т. д. Из-за этого порой возникали сложности, многие вопросы решали сами субъекты Федерации по своему усмотрению. Но автомобилей на дорогах становится все больше, и единое регулирование было необходимо.
Среди прочего новый закон разрешает региональным властям делать парковки платными во дворах жилых домов – после согласования с жителями.
Этот пункт вызвал наибольшее беспокойство у автомобилистов. Читатели «НКК» уже спрашивают: это что же получается? Теперь местная власть может сделать во дворе любой многоэтажки платную парковку, не учитывая мнения жильцов, и кто-то станет брать с них деньги за стоянку машины, которую до этого человек держал у себя под окнами бесплатно?
Сразу успокоим читателей: такого не будет. Никто без учета вашего мнения не может «оккупировать» ваш двор и взимать с вас деньги.
Принять решение об организации платной или бесплатной парковки могут, во-первых, собственники жилого дома – в случае если земля, расположенная около многоэтажки, относится к коллективной собственности. И во-вторых, региональные власти – в случае если земля принадлежит муниципалитету. Но с учетом мнения собственников жилых домов, к которым прилегает территория, планируемая под платную парковку! (См. комментарий юриста.)
При этом любая организованная парковка во дворе должна быть упорядоченной: ее размещение, говорится в законе, должно учитывать «обеспечение экологической безопасности и снижение негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения». Кроме того, количество и назначение машино-мест на парковках должно соответствовать градостроительным нормативам.
Двор, ты чей?
На вопросы нашего корреспондента отвечает юрист Роман КРАСТЕЛЕВ.
– Новый закон ведь не означает, что завтра во всех красноярских дворах парковки станут платными?
– Нет, конечно. По сути, он дублирует те положения, которые уже есть в Жилищном кодексе. Там написано, что жильцы дома сами распоряжаются своей собственностью, общим имуществом, а это дворовая территория, коммуникации, подвалы, чердаки и т. д. Решение о том, как им распоряжаться, должно быть принято на общем собрании. Чтобы это решение было законным, за него должно проголосовать не менее двух третей членов собрания, на котором должно присутствовать не менее половины собственников общего имущества. Если разобраться, то чем обычный павильон, который жильцы разрешают возвести на своей придомовой территории, отличается от платной парковки? С правовой точки зрения – ничем. И то, и другое является временным сооружением. Жильцы сами размещают парковку, сами устанавливают тариф, сами решают, кто будет собирать деньги. Если решат, что им нужна такая парковка.
– Вдруг двор слишком огромный, и люди захотят на этом заработать? Красноярская шутка… А если земля рядом с домом муниципальная?
– Тут уже муниципалитет решает, устраивать платную парковку или нет. В соответствии с нормативными актами о порядке размещения временных сооружений на территории города. Как правило, это делается через аукцион. Сооружение должно соответствовать ГОСТам, СНиПам… Но при этом жильцы могут высказать свою позицию: мы не хотим, чтобы у нас рядом с домом был павильон или платная парковка. Они пишут коллективное обращение в администрацию города или района. Чем больше под ним подписей, тем лучше. Если люди активно протестуют, а власть не хочет конфликтов с населением, то, как правило, удается договориться.
Важно
Определив, кому принадлежит земля рядом с вашим домом, вы сможете понять, кто будет принимать окончательное решение об организации платной парковки.
– А если расчертить двор на квадраты, пронумеровать их и каждой квартире выделить по машино-месту? Это можно?
– Повторяю: если двор у вас в собственности, все решается на общем собрании. Что хотите, то в нем и делайте. Разумеется, в рамках градостроительных и экологических нормативов.
– Допустим, двор у дома уже есть, он находится в собственности жильцов. Имеют ли они право огородить его со всех сторон шлагбаумами или автоматическими воротами, чтобы чужие не ездили и не парковались?
– В случае, о котором вы говорите, закон не запрещает ставить шлагбаумы. И сейчас это носит повальный характер. Что объяснимо. Много дворов проездных. Люди превращают их в дороги, объезжают пробки по таким дворам, вдрызг разбивают асфальт, создают опасность для жильцов, для детей. Главное – устанавливая шлагбаумы, не создавать помех машинам специальных служб – скорой, пожарной и т. п. Сейчас для этого много разных вариантов – можно предоставить им чипы, коды. Есть шлагбаумы, которые можно поднять рукой. Есть такие, которые открываются с помощью телефонного звонка на определенный номер.
– А так бывает, что дом стоит, а двора у него нет?
– Бывает, и нередко. В этой части законодатель у нас немного недоработал. В Красноярске есть многоэтажки, где придомовая территория обрезана буквально по самый подъезд. Но есть и дома, где дворы захватывают даже часть территории, которая и к дому-то не должна относиться – какие-то межквартальные проезды в нее попадают, которые, по сути, должны быть муниципальной собственностью. Так было проведено межевание территории.
– И получается, что жильцы должны содержать этот проезд, которым пользуется весь микрорайон?
– Да. Механизм решения этой проблемы – новое межевание и подготовка проекта планировки территорий. Сейчас именно в Красноярске перспективным является такой путь – внесение изменений в проекты планировки и межевания. Чтобы в рамках этих проектов ваш двор учли в тех границах, которые устраивают жителей. Сегодня у нас разрабатывается, например, проект планировки микрорайона Солнечный, половины левобережья Красноярска, части Октябрьского района. Институт «Гражданпроект» готовит эти проекты, выносит на общественное обсуждение, жители могут с ними ознакомиться.
– Речь идет о проектах дворов уже заселенных домов? Или о пока не заселенных новостройках?
– О тех, где люди уже живут. Это детальный проект планировки, там на большом формате прорисован каждый дом и каждый двор в определенных границах. Как этот проект утвердят – такие придомовые территории и будут. И жители могут повлиять на решение градостроителей – нужно самим интересоваться такими вопросами, инициировать общественные слушания. Тогда и двор у вас будет какой надо.
– Как обычному горожанину узнать, где границы двора, какова его площадь, кому принадлежит придомовая территория?
– Во-первых, в Интернете есть публичная кадастровая карта, где видно, кто является собственником земли. Во-вторых, такую информацию можно получить в своей управляющей компании или в ТСЖ, обратившись туда устно или письменно. И это касается не только придомовой территории, но и когда вы хотите узнать перечень общего имущества дома, так как все собственники квартир имеют одинаковые права на него.
К сведению
Тарифы на пользование муниципальной парковкой будут установлены на региональном уровне представителями местной власти. Об этом гласит статья 6 нового закона. Деньги будут направляться на счет того, кто является собственником земли.
Уважаемые читатели!
Как вы считаете, нужны ли платные парковки во дворах многоэтажных домов? Или не нужны вообще никакие? Дворы – они для машин или для людей? Как вообще надо решать эту проблему? Что здесь зависит от нас, а что – от власти? Ждем ваших мнений.
Фото Олега Кузьмина