Партизанский район: родина камасинцев

Партизанский район: родина камасинцев

 

Около двухсот лет назад на этой территории обитали племена камасинцев, которые вели кочевой образ жизни, занимались охотой и оленеводством. Говорили на тюрско-качинском языке, но постепенно перешли на русский. В результате процесса ассимиляции они «растворились» в других народах. По данным переписи 2010 года, камасинцев в крае было всего двое.

Постепенно земли населяли переселенцы из Тульской, Вятской, Черниговской, Гродненской, Виленской, Лифляндской и Эстляндской губерний. С самого начала население было многонациональным: русские, украинцы, эстонцы, немцы, латыши, белорусы, поляки… Привлекали их свободные земли, и, несмотря на суровые климатические условия, они успешно занимались сельским хозяйством.

У многих названий населенных пунктов района есть своя интересная история. Не так давно отметила свое 110-летие деревня Богуславка. Первыми на этом месте обосновались выходцы из Белоруссии, которые особо чтили праздник Иоанна Богослова – одного из апостолов. Отсюда возникло и название населенного пункта.

А вот село Стойба долго называли Верхнерыбинское – его население росло за счет ссыльных. В начале прошлого века его переименовали в Стойбу – так как именно на этом месте останавливались перегонщики скота на отдых.

Название поселку Мана дала, пожалуй, одна из самых красивых рек края. Начался он со строительства станции, через которую шла дорога Абакан – Тайшет. Здесь находится школа, которая славится своим образцовым ансамблем «Рябинка». Его создателю Елене Кочкиной даже присвоили звание «Почетный гражданин Партизанского района».

Районный центр вначале назывался село Перово. Однако 21 февраля 1926 года на съезде Советов было принято постановление о переименовании Перовского района в Партизанский «в знак признания заслуг в партизанском движении, в борьбе с колчаковцами»: в Перово был создан партизанский отряд, который вошел в объединенную партизанскую армию под командованием Александра Кравченко и Петра Щетинкина.

В Перово в 1867 году была построена деревянная церковь, освященная в честь святителя и чудотворца Иннокентия Иркутского. С приходом советской власти начались гонения, и в 30-х годах храм закрыли, а потом и вовсе разрушили. И только в 2006 году началось строительство новой церкви. В 2008-м состоялась первая служба.

В 1963 году район исчез с карты (правда, всего на несколько лет) – его территория стала относиться к Уярскому.

Строительство железной дороги Абакан – Тайшет изменило территорию: здесь возвели несколько железнодорожных мостов через реку Ману и один из самых длинных на трассе Манский тоннель.

Он находится на 729-м километре магистрали Междуреченск – Тайшет между станциями Лукашевич и Кравченко. Его длина – 2 465 метров! На этом участке организовать движение поездов другим способом, без строительства тоннелей, невозможно. Проходит он под Аргазинским перевалом в Саянских горах. Прокладывался параллельно старому, на расстоянии 59 метров.

Первый же был построен в 1961–1963 годах. Новый открыли в 2014-м. По оценкам специалистов, новый Манский тоннель позволяет снять инфраструктурные ограничения на одном из сложных участков Южного хода Красноярской железной дороги.

Его прокладывали несколько лет. Сначала построили железнодорожный тупик и ангары для большегрузной техники. Потом начал работу мощный канадский тоннелепроходческий комплекс длиной около ста метров, с диаметром режущего щита 9,5 метра. После прохождения машины получается готовый тоннель – тут же с помощью конвейера выработанный грунт выводится наружу, и сразу начинается процесс отделки специальными высокопрочными водонепроницаемыми бетонными блоками.

В среднем в сутки удавалось пройти не более 20 метров: основная часть тоннеля проложена в скальных грунтах, имеющих коэффициент крепости пород от 16 до 19 баллов (из 20 возможных!). Зато срок безремонтной эксплуатации возводимых по современным технологиям тоннелей специалисты оценивают в 100–150 лет. Условия эксплуатации в новых тоннелях значительно лучше – в среднем поезда могут идти со скоростью почти в два раза выше, чем в старых.

В Партизанском районе гордятся своими земляками, которые стали известны не только в крае, но и в стране. К ним относится, к примеру, Эндель Карлович Пусэп – летчик, который в качестве командира экипажа на бомбардировщике ТБ-7 доставил правительственную делегацию СССР во главе с министром иностранных дел СССР Молотовым в США особым, очень рискованным, маршрутом.

Кстати, сначала Эндель Пусэп учился в эстонско-финском педагогическом техникуме в Ленинграде. Но мечта летать оказалась сильнее. Он стал пилотом, обучал других, сам летал много – в том числе в Красноярском крае, обслуживал арктические станции. Впоследствии издал книгу «Тревожное небо».

ЦИФРЫ

  • Площадь – 4,948 тыс. кв. км
  • Население – 9 174 чел. (на 01.01.2019)
  • Расстояние до Красноярска – 168 км
  • Количество населенных пунктов в районе – 32
  • Районный центр – село Партизанское

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи