25 июня – День моряка. Этот праздник отмечают все работники морского транспорта, задействованного в торговле. Отрасль эта имеет огромнейшее значение в экономике. Ведь более 80 процентов всего объема мировой торговли осуществляется по морю.
Моряков воспитывают в Канске
Красноярский край далеко от моря. Хоть и плещутся в нашем регионе волны Красноярского водохранилища, которое в народе называют морем, но это совсем не та водная стихия с ее солеными брызгами и девятыми валами, с которыми привык бороться настоящий моряк.
И все же к морю мы имеем прямое отношение. Чем? – спросите вы. Нашим учебным заведением. В Канске вот уже более 20 лет существует Канский морской кадетский корпус, в котором воспитывают настоящих морских волков.
В этом учебном заведении я побывала еще до пандемии. К 85-летию края мы, журналисты, выискивали уникальные точки на карте нашего региона. Одной из них и стал Канский кадетский корпус.
В сибирской глубинке сложно научиться быть настоящим моряком, если рядом нет этого большого водного бассейна. В Канске нашли выход из положения: кадетов отправляют на морскую смену лагеря «Орленок», чтобы они почувствовали вкус профессии. А ребята постарше, из выпускных классов, проходят практику на паруснике «Паллада» во Владивостоке.
В тот год, когда мы побывали в морском кадетском корпусе, из Владивостока вернулись два курсанта. Степан Черепахин и Николай Иванов взахлеб рассказывали, как изучали азы судовождения прямо в открытом море, лазали по вантам и своими руками натягивали огромные паруса.
– Конкурс на парусник был огромный. Принимали только отличников, – рассказывал мне Степан Черепахин. – К тому же пришлось ехать в Новосибирск на специальную медицинскую комиссию.
Действительно, работа моряка не для слабаков. Тут нужно иметь отличное здоровье – и физическое, и психическое. Ведь в море может случиться всякое.
В этом я убедилась, когда во Владивостоке попала на родную сестру той самой «Паллады», на которой ходили наши ребята. Парусник «Надежда» – точная копия «Паллады» и также принимает курсантов на двухмесячные курсы. Только приписаны корабли к разным ведомствам: «Паллада» принадлежит минсельхозу, а «Надежда» – Морскому государственному университету имени адмирала Г. И. Невельского.
Вместе на полгода
Фрегат «Надежда» в бухте Золотой Рог видно издалека. Среди военных кораблей он выделяется стройными мачтами и скошенной кормой. Она никогда не опускается в воду, как у других кораблей. Таково строение фрегата.
Парусники во Владивостоке – и учебные суда, и научно-исследовательские. Практику на них проходят прежде всего курсанты морских институтов – будущие капитаны и командиры лайнеров. А здесь им на два месяца приходится окунаться в жизнь обычного моряка. Как говорит помощник капитана по воспитательной и учебной работе парусника «Надежда» Елена Девятова, для будущего начальника такая практика – первейшее дело. Здесь ребята учатся управляться с техникой и парусами, а главное – долгое время находиться в обществе своих товарищей.
Последнее в морской жизни чуть ли не самое главное. В одном кубрике размещаются 12 человек, и у всех свой сложный характер. Не уживешься – нет тебе места в морской профессии. Ведь бороздить воды океанов даже курсантам приходится не один месяц. Сегодня обычная практика на судне длится 60 дней, а когда парусник отправляется в кругосветное путешествие или на регату, вместе обитать молодым людям приходится по полгода!
«Красная площадь» главной палубы
По полукруглым ступеням трапа мы поднимаемся на верхнюю палубу корабля и задираем головы, любуясь на высоченные мачты. Они уносятся ввысь на 50 метров. Когда корабль выходит в море и ловит ветер, матросам приходится забираться на высоту 15-этажного дома, чтобы натянуть три тысячи квадратных метров парусов. Конечно, у курсантов присутствует страховка, ведь безопасность здесь прежде всего. Но в море каждый отвечает за себя. И когда звучит авральный сигнал, матрос должен не только вскочить со шконки (кровати), одеться, но и застегнуть на себе страховочный пояс.
Практика, занятия по различным наукам (обучение продолжается даже в море), разбор агрегатов. Здесь курсанты все делают сами – и палубы драят, и на камбузе дежурят, и несут вахту на «Красной площади». Так на корабле называется место рядом с кубриком дежурного, где утром собирается вся команда.
Знание и выдержка
На «Надежде» царит режим и дисциплина. Но это не самое сложное, признаются ребята.
Канские моряки в разговоре со мной вспоминали: для них в новинку оказалась первая морская качка, когда шторм швырял бачки на камбузе и вырывал из рук картошку, которую они чистили.
– На камбузе во время шторма эпицентр качки, – рассказывал кадет Николай Иванов. – У меня началась морская болезнь, голова кружилась.
– Тогда половина команды «ходила» за борт, – поддерживает своего сослуживца Степан Черепахин. – А для меня самое утомительное – тревоги, парусные авралы. Когда начинал дуть хороший ветер, мы ставили паруса. И убирали, когда ветер затухал. Поворачивали их на рее, когда менялось направление вихря. А менялся он, бывало, шесть раз в день.
Знания и выдержка – вот главные качества настоящего моряка, говорят представители этой профессии. И ребята на парусниках, приписанных к Владивостоку, учатся это понимать и принимать. И что очень важно – обуздывать стихию.
– Живя у моря, мы просто обязаны с уважением относиться к нему. А это лучше всего можно сделать именно с помощью парусного флота, – считает Елена Девятова. – Ничего лучшего для этих целей не придумано, чем вот эти высокие, удивительные, завораживающие своим внешним видом Tool Ships – парусные корабли.
«Надежда» – учебный трехмачтовый фрегат. Построен он в Польше на Гданьской судоверфи в 1991 году. Название паруснику было дано в честь легендарного фрегата, на борту которого 200 лет назад российские моряки под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского впервые в истории отечественного флота совершили кругосветное плавание. В 2003 году парусник повторил легендарный маршрут. Он обошел вокруг земного шара. За четырнадцать месяцев и три дня парусник преодолел около 45 000 миль, нанес визит 30 портам в 20 странах мира. За время морского похода фрегат три раза пересекал экватор. Это было первое кругосветное плавание в начале XXI века.