Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию, что и сидевший за рулем. Напомним, начинается оно со штрафа 30 тысяч рублей и лишения прав на полтора-два года, но может перейти в уголовную плоскость и закончиться реальным сроком – все зависит от конкретных обстоятельств…
Ответственность наступает в том случае, если пассажир является собственником автомобиля и знает, что пускает за руль нетрезвого человека (ст. 12.8 ч. 2 КоАП РФ «Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»), причем независимо от того, попадет ли автомобиль в ДТП или будет просто остановлен сотрудником ГИБДД для проверки.
Если пассажир – не собственник машины, то ему можно предъявить претензии только морального порядка.
В Госдуме не раз выступали с предложением приравнять таких вот граждан к пьяным водителям со всеми вытекающими. Кстати, роль катализатора в этом сыграло громкое смертельное ДТП, произошедшее летом 2020 года, виновником которого стал Михаил Ефремов – в его машине, по словам очевидцев, был пассажир, сбежавший сразу после аварии…
Принять такое решение мешало простое обстоятельство – пассажир может не знать, что его везет нетрезвый, поскольку наказывают у нас даже за самое малое, внешне незаметное, содержание алкоголя в крови.
Но недавно «Российская газета» рассказала о прецеденте – Верховный суд встал на сторону обвинения, и пассажир понес ответственность.
«Итак, гражданка, которой официально принадлежит автомобиль, ехала со своим супругом. Машину остановили инспекторы. Им показалось, что водитель нетрезв. Его проверили на состояние алкогольного опьянения, и результат оказался положительным. Водителя отстранили от управления, оформили на него протокол.
Однако к ответственности привлекли и его супругу. За передачу управления нетрезвому водителю. Хотя она убеждала, что вообще не догадывалась о том, что муж выпил. Кроме того, передачи управления как таковой, по ее мнению, не было. Ведь ее супруг самостоятельно воспользовался совместно нажитым имуществом, поскольку у него находились ключи от автомобиля, а также он указан в полисе ОСАГО. Ее согласия на управление автомобилем не требовалось. Однако Верховный суд с такими доводами не согласился. Он напомнил, что в силу статьи 35 Семейного кодекса владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по их обоюдному согласию.
Согласно правовой позиции Конституционного суда (определение № 544-0), реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья третьих лиц, подлежит регламентации не только нормами гражданского законодательства, но и административного».
Доводы женщины о том, что по причине перенесенного заболевания она не могла почувствовать запах алкоголя от супруга, к тому же он не пил в ее присутствии, Верховный суд не удовлетворили. Высшая судебная инстанция решила, что в материалах дела доказано – жена знала, что муж «принял на грудь», пусть даже слегка, но все равно согласилась пустить его за руль своей машины. В итоге «безлошадной» на полтора года осталась вся семья, плюс двойной штраф.