Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав

Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Фото: Жанна Гордеева

Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию, что и сидевший за рулем. Напомним, начинается оно со штрафа 30 тысяч рублей и лишения прав на полтора-два года, но может перейти в уголовную плоскость и закончиться реальным сроком – все зависит от конкретных обстоятельств…

Ответственность наступает в том случае, если пассажир является собственником автомобиля и знает, что пускает за руль нетрезвого человека (ст. 12.8 ч. 2 КоАП РФ «Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения»), причем независимо от того, попадет ли автомобиль в ДТП или будет просто остановлен сотрудником ГИБДД для проверки.

Если пассажир – не собственник машины, то ему можно предъявить претензии только морального порядка.

В Госдуме не раз выступали с предложением приравнять таких вот граждан к пьяным водителям со всеми вытекающими. Кстати, роль катализатора в этом сыграло громкое смертельное ДТП, произошедшее летом 2020 года, виновником которого стал Михаил Ефремов – в его машине, по словам очевидцев, был пассажир, сбежавший сразу после аварии…

Принять такое решение мешало простое обстоятельство – пассажир может не знать, что его везет нетрезвый, поскольку наказывают у нас даже за самое малое, внешне незаметное, содержание алкоголя в крови.

Но недавно «Российская газета» рассказала о прецеденте – Верховный суд встал на сторону обвинения, и пассажир понес ответственность.

«Итак, гражданка, которой официально принадлежит автомобиль, ехала со своим супругом. Машину остановили инспекторы. Им показалось, что водитель нетрезв. Его проверили на состояние алкогольного опьянения, и результат оказался положительным. Водителя отстранили от управления, оформили на него протокол.

Однако к ответственности привлекли и его супругу. За передачу управления нетрезвому водителю. Хотя она убеждала, что вообще не догадывалась о том, что муж выпил. Кроме того, передачи управления как таковой, по ее мнению, не было. Ведь ее супруг самостоятельно воспользовался совместно нажитым имуществом, поскольку у него находились ключи от автомобиля, а также он указан в полисе ОСАГО. Ее согласия на управление автомобилем не требовалось. Однако Верховный суд с такими доводами не согласился. Он напомнил, что в силу статьи 35 Семейного кодекса владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по их обоюдному согласию.

Согласно правовой позиции Конституционного суда (определение № 544-0), реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья третьих лиц, подлежит регламентации не только нормами гражданского законодательства, но и административного».

Доводы женщины о том, что по причине перенесенного заболевания она не могла почувствовать запах алкоголя от супруга, к тому же он не пил в ее присутствии, Верховный суд не удовлетворили. Высшая судебная инстанция решила, что в материалах дела доказано – жена знала, что муж «принял на грудь», пусть даже слегка, но все равно согласилась пустить его за руль своей машины. В итоге «безлошадной» на полтора года осталась вся семья, плюс двойной штраф.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления