Законопроект о патриотическом воспитании рассматривается в Госдуме. Документ не дает рекомендаций по организации мероприятий, больше рассказывает о том, каким должен быть патриот. По мнению авторов законопроекта, главное – пробудить в молодежи чувство любви к России, уважения и героическим предкам. В решении этой задачи действовать следует сообща всем ведомствам.
Патриотизм – это не только война
В Красноярском крае понимают важность патриотического воспитания детей и молодежи. Работают различные флагманские программы, военно-спортивные объединения, поисковые отряды, клубы исторической реконструкции. Проводятся игры «Сибирский щит», «Зарница», фестиваль живой истории, запущен проект «Аляска-Сибирь», школьники охотно несут вахту на Посту № 1 у вечного огня, создается юнармейское движение. Об этом говорили участники Круглого стола «Система патриотического воспитания: проблемы и пути решения», который прошел в Гражданской ассамблее края.
— Наша задача – объединить клубы в одну ассоциацию и снабдить мероприятиями, — отметил руководитель агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития края Сергей Егоров. — Мы восстановили субсидию на патриотическое воспитание. Муниципалитеты получают ее, предоставляя свои программы. В этом году, например, два миллиона рублей отправили в Минусинск – на организацию Поста № 1. Четыре миллиона разделили между другими муниципалитетами. Некоторые не имеют даже материальной базы для патриотического воспитания. А сейчас они создали военно-спортивные клубы.
В регионе развивается в основном военно-спортивное движение, но сегодня законодатели говорят о гражданском воспитании. Как отметил член Совета гражданской ассамблеи, директор архиерейского образовательного центра Красноярской епархии РПЦ Андрей Бардаков, патриотизм – это не только защита страны в военное время, но и знание истории родной земли, семьи:
— Я за формирование более глубокого патриотизма – не вынужденного. Когда молодой человек остается на родине только потому, что не может уехать в другую страну из-за незнания языка и отсутствия образования.
Спросите молодежь
Главная мысль, которая звучала на круглом столе – за патриотическое воспитание нужно браться всем миром, объединять усилия и органов власти, и педагогов, и общественников. В крае же пока не выстроена система межведомственного взаимодействия. Каждая организация, проводя военно-спортивные соревнования, зарницы или исторические экскурсы действует в одиночку, варится в своем соку.
— Главное в патриотическом воспитании системность и целенаправленность, — считает директор Красноярского Дома офицеров Виктория Елизова. – А с системностью у нас все непросто. В крае в реализации программ патриотического воспитания участвуют 28 субъектов. И это без учета общественных организаций и НКО. Но их мероприятия часто бывают однотипными, не учитывающими особенностей целевой группы. В такой ситуации вряд ли можно говорить о результатах.
Должна быть создана межведомственная база патриотических мероприятий, считает Виктория Игоревна, а также — структура, которая организовывала бы всех участников и вела мониторинг.
Больше того, как говорит председатель объединенного совета обучающихся КГПУ имени Астафьева Марьяна Персидская, зачастую, придумывая новые законодательные акты или мероприятия патриотической направленности старшие забывают о той самой молодежи, на воспитание которой направлены все их усилия. Никто не интересовался их восприятием всего, что происходит в России:
— Мы провели социально-политическое исследование «Патриотизм глазами молодых». Опросили около 600 студентов вузов и ссузов от 18 до 23 лет. И получили очень неоднозначный результат. Многие респонденты считают патриотизм навязанным понятием. 30 процентов сомневаются в собственном патриотизме, потому что считают это остатками прошлого или не видят явных причин любви к родине. Также неоднозначно относится молодежь и к патриотическим акциям, которые проходят в крае. Вывод один: без тщательного исследования аудитории не обойтись, иначе можно оттолкнуть молодежь от новых акций.
Фото: pixabay.com
.