Узнал недавно, что одна ракета «Томагавк» стоит около миллиона долларов. Да и залп из «Града», наверное, не дешевле сотни новых легковушек. А если посчитать стоимость всех войн, которые идут сейчас на планете? Десятки миллионов долларов сброшены за последние годы на головы населения Земли, выстрелены в людей.
Это сколько же зерна можно было произвести? Масла, велосипедов, штанов, лекарств, холодильников и прочих материальных благ? Чтобы завалить ими всех, кто в этом нуждается. Вместо того чтобы бомбить. Ведь войны, в сущности, идут за обладание материальными благами. Даже если политики уверяют нас, что «за идею». Исключительно ради нее, а не ради денег они стравливают народы, ага.
«Все войны на свете – гражданские: человек проливает кровь человека», – говорил французский богослов и писатель XVII века Франсуа Фенелон.
У меня давно есть подозрение, что человечество потеряло ориентиры и движется куда-то не туда. Нет, я не социолог и, слава богу, не политолог. Просто драной своей шкурой чувствую: общество (в глобальном смысле) последнюю сотню лет выбирает совершенно не те приоритеты развития, движения. Я имею в виду ту сотню лет, за которую произошли величайшие открытия, технологический скачок. Казалось бы, они открыли перед нами такие горизонты и возможности, что дух захватывает… Ну открыли и открыли, а что изменилось в душах, в сознании? Ни изобретение пипифакса, ни возможность разговаривать с помощью дешевого карманного прибора с другим континентом не сделали нас умней и добрей.
Вместо того чтобы накормить голодных и просветить глупых, их по-прежнему убивают. Раньше – заостренным куском железа, сейчас – самонаводящимся снарядом ценой в сто тысяч.
Вместо того чтобы превращать пустыни в цветущие оазисы, развивать солнечную энергетику, интенсивно осваивать малоизученный океан, добывая из него пищевой белок, мы с какой-то иезуитской прилежностью изобретаем новые технологии уничтожения себе подобных, используя потенциал самых светлых умов.
Американцы вон придумали боевой лазер. Чудо как хорош! Одно легкое движение руки, и гора обугленных трупов на расстоянии в десять миль. Мгновенно, почти не больно. Совершенство. Апофеоз гуманизма. Вместо масла – пушки, вместо велосипедов – истребители, вместо просвещения – уничтожение тех, кто мыслит и молится иначе…
Где он, тот глобальный коллективный разум, который скажет: «Хватит! Вонючая нефть не стоит крови. Любовь важней золота. Кто старое помянет, тому глаз вон»? Мир, дружба, жвачка, колосящиеся хлеба, смеющиеся дети, сытая, наконец, Африка, все старики в тепле, русский с украинцем братья навек… Кто объяснит, что места под солнцем хватит всем и воевать, в сущности, незачем? Кто?!
Бог молчит. Телевизор врет. Злоба кипит.
Есть такая ученая теория, что Земля способна прокормить раз в пять больше людей, чем сейчас, если все силы, весь интеллектуальный потенциал человечества бросить на созидание, а не на борьбу друг с другом. Я в нее верю. Красиво.
Увы, люди, которых человеческая пена вытолкнула наверх, чтоб они вершили наши судьбы, не мыслят категориями «красиво – некрасиво». У них нервы – проволока, сердце – брикет денег, а любовь – ловушка для простаков…
Когда начинаю излагать свои пацифистские концепции одному знакомому историку-кандидату, этот ученый циник называет меня малообразованным утопистом (с первым словом согласен) и вообще махровым идеалистом. Он объясняет, что войны, вечная борьба за место под солнцем, как раз и движут прогрессом. А тихо и умиротворенно бывает только на кладбище. Такова, говорит, диалектика. Через тернии – к звездам.
Да в гробу я видал вашу диалектику, господин ученый. Нас, малообразованных, но добрых, больше, чем академиков, но злых. И любой вам скажет: лучше мир, чем война, лучше теплый сортир в каждом доме, чем нанотехнологии. Нет, последнее – тоже хорошо. Но только после первого.
Не думать о войне, не говорить о ней, не бояться войны способны сегодня только самые толстокожие. А призывать к ней – самые подлые.
Ни к тем ни к другим я вроде не отношусь. Поэтому говорил и буду говорить о мире. Призывать к миру, а не кипеть злобой к брату-хохлу. Надеюсь, это пока не запрещено?
Хватит воевать! Давайте любить друг друга.
Банально? Не банальней, чем ненависть, которая многим сегодня замутила рассудок.