Печи, сжигающие здоровье

Печи, сжигающие здоровье
Фото Олега Кузьмина

Продолжающаяся зима внесла серьезные коррективы в массовые представления об источниках загрязнения окружающей среды. До сих пор многие красноярцы полагали, что смог над городом, именуемый «режимом НМУ», связан исключительно с деятельностью промышленных гигантов, как оказалось, эти многие ошибались.

Что объединяет города?

Вдруг выяснилось, что задыхается маленький Минусинск, где этих гигантов никогда не было. Да так задыхается, что жители обратились с просьбой о помощи к главе государства. И Минусинск в этом смысле не уникален. Удушливый смог висит зимой над Абаканом, Кызылом и даже монгольским Улан-Батором.

Что же объединяет такие разные города, как промышленный Красноярск, провинциальный Минусинск и экзотичный Улан-Батор? В каждом из них огромное количество частных домовладений. А помимо них – гаражи, шиномонтажки, кустарные предприятия, дачи, где круглогодично проживают люди… И все это отапливается дешевым бурым углем, создающим огромное количество дыма и сажи, выбрасывающихся в атмосферу.

Вдобавок, все эти города расположены в котловинах между горными хребтами, а метеорологические условия таковы, что зимой здесь часто бывает практически полное безветрие. В итоге дым из бесчисленных труб плотной пеленой окутывает улицы, негативно воздействуя на здоровье людей.

В том же Минусинске до трети всех заболеваний составляют легочные. В Улан-Баторе зимой от последствий воздействия смога ежегодно умирают люди, прежде всего старики и дети.

Бесконтрольный дым

Я считаю, что внимание необходимо уделять всем источникам загрязнения: и промышленным предприятиям, и транспорту, и малому бизнесу, и частному сектору, — говорит председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский. — Но здесь существует проблема регулирования. В отношении промышленных предприятий такая система существует. Можно рассуждать о качестве регулирования, но тем не менее результаты налицо. Мы видим, что все крупные предприятия Красноярска реализуют свои экологические программы, год от года снижая количество выбросов. И мы можем проверить реальность этих мероприятий.

А вот что касается других источников загрязнения, прежде всего частного сектора, то здесь не только нет какой-либо системы контроля и регулирования, но и достаточно сложно представить, что можно предложить. Думается, единственного решения нет. Нужен комплекс мер.

И в самом деле. Рост количества индивидуальных теплоисточников, использующих бурый уголь,  объясняется тем, что на сегодня это самый дешевый вид топлива. И пока это так, люди будут топить углем, нанося ущерб и своему здоровью, и здоровью окружающих.

Разумеется, государство может стимулировать переход на более экологичные источники тепла, компенсируя жителям повышенные расходы. Но, по некоторым оценкам, переход частного сектора Красноярска на электроотопление потребует ежегодных дотаций в сумме 2 млрд рублей. Это колоссальная сумма.

Масштаб проблемы

Но не преувеличена ли проблема печей с милым дымком из труб? Ничуть, и об этом неопровержимо свидетельствует научная работа коллектива красноярских ученых под руководством доктора биологических наук, профессора Валерия Заворуева «Взвешенные частицы в приземном слое атмосферы Красноярска и пригорода в 2020 году».

Приведем цитату из этого исследования.

Обращает на себя внимание факт того, что в атмосфере пригорода концентрация РМ2,5 выше, чем в воздушной среде города Красноярска. В районах постов наблюдения Светлый, Дрокино, Минино, Солонцы нет промышленных предприятий и дорог с интенсивным движением автотранспорта. Основными источниками выбросов РМ2,5 в этих населенных пунктах являются автономные источники теплоснабжения (АИТ), для работы которых используется в большинстве случаев бурый уголь.

Напомним, что РМ2,5 – это взвешенные частицы, «ответственные» за множество заболеваний: от бронхита до рака. И то, что в окрестных селах концентрация этого загрязнителя выше, чем в столице края, наглядно свидетельствует о весомости индивидуальных источников теплоснабжения в загрязнении атмосферы.

Более того, по словам Валерия Заворуева, печи – один из двух основных источников выбросов бенз(а)пирена в Красноярске. А бенз(а)пирен – вещество 1-го класса опасности, признанный мутаген и канцероген. И количество печей, то есть его источников, год от года возрастает.

Показательным в вопросе определения источников вредных примесей, в том числе бенз(а)пирена, является опять же Минусинск.

Глава краевого Роспотребнадзора Дмитрий Горяев рассказал, что в этом городе ежемесячный мониторинг проводится по 7 загрязняющим веществам – азота диоксид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, сера диоксид, углерод, углерод оксид, формальдегид. И в связи с сообщениями об экстремальном смоге в последнее время, специалисты ведомства увеличили число анализируемых проб почти в два раза.

Результаты получились пугающими – в 2021 году в воздухе превышены гигиенические нормативы почти в 2 раза выше аналогичного показателя 2020 года.

При этом бенз(а)пирен превышал норму в 40,0 % от всех нестандартных проб атмосферного воздуха. Одними из главных причин превышения являются печное отопление в Минусинске, а также неблагоприятные условия для рассеивания, – рассказал Дмитрий Горяев, глава Роспотребнадзора Красноярского края в своем телеграмм-канале.

В Минусинске насчитывается порядка 12 тысяч частных домохозяйств. Как правило, трубы частного сектора расположены низко, в зоне дыхания человека.

Рассеивание выбросов загрязняющих веществ затруднено из-за рельефа как Минусинска, так и Красноярска, которые расположены в котловине. А в отопительный сезон ситуация в сибирских городах напоминает сцены из фильма ужасов.

По некоторым оценкам, в Красноярске сегодня на один многоквартирный дом приходится два частных. Хотя и одного достаточно, чтобы отравить воздух жителям многоэтажки.

Все предприятия контролируют бесчисленные надзорные органы, которые выписывают солидные штрафы за малейшие отклонения. А вот в дом из частного сектора вломиться со списком предписаний никто не имеет права.

Поэтому-то коптить небо и очернять его углем из печек можно вполне безнаказанно. Только платят за это здоровьем все жители города.

Так что же делать? Принимаемые сегодня паллиативные решения (в частности, внедрение бездымных топливных брикетов), к сожалению, пока не способны изменить ситуацию. Все эксперты сходятся во мнении, что экологическую боль Красноярска по силам снять только газификации.

Она, конечно, входит в масштабную программу строительства газопровода «Сила Сибири–2», который будет проходить севернее Транссиба на 100–200 км. Но ориентировочный срок, о котором власти говорят сегодня, это не раньше 2030 г.

Губернатор Красноярского края  Александр Усс на недавнем совещании с правительством нашей страны заявил, что перспективный объем потребления со стороны крупных компаний и частных домовладений края оценивается в 11 млрд кубометров газа в год, сообщается на сайте регионального правительства.

В ответ на это Александр Новак, заместитель председателя Правительства РФ сообщил, что вопрос газификации региона находится в фокусе внимания федеральных властей. По заверениям Новака, к весне власти презентуют жителям актуализированную схему газоснабжения, и будем надеяться, что в вопросе перевода Сибири на «голубое топливо» тоже наступит оттепель.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня
Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание