Педагогика с песнями у костра Учитель – многодетная мама, а класс – школьная семья

Педагогика с песнями у костра Учитель – многодетная мама, а класс – школьная семья

Есть победы, слава которых не такая громкая, как у олимпийских. Вряд ли Валентина Лебедева, пока была классным руководителем, думала, что делает нечто особенное. Когда с коллегами из Минусинского педагогического колледжа имени А. С. Пушкина она реализовала схему обеспечения учителями иностранного языка сельских школ юга края (и в городах-то эти ставки не все закрыты), наверное, тоже не придала работе особого значения. Но званию заслуженного педагога Красноярского края радовалась как олимпийской медали. Вместе с мужем, дочерьми и, конечно, коллегами. Говорит, все они имеют к ее победе непосредственное отношение.

Кузница отличников

Это не первая награда Валентины Лебедевой и наверняка не последняя. Отличником народного просвещения Российской Федерации она стала в 1993 году – как раз после выпуска своих ребят. Шутка ли – столько детей разом выпустить в люди! Началась эта история с того, что Валентина Алексеевна взяла классное руководство над четвероклассниками. Тут дочка пошла в первый класс. И мама перешла в другую школу, чтобы быть ближе. Удивительно, но все ученики отправились вслед за ней! И вот Валентина Алексеевна стала классной «мамой» для семьи из 52 ребят.

– За семь лет не было ни одного двоечника и второгодника. Замечательный выпуск. Семь медалистов. Это количественная характеристика. Качественная – другая, – по учительской привычке классифицирует Валентина Лебедева. – Все состоялись как специалисты – есть среди них инженеры, руководители фирм, кандидат наук, доктор наук, спасатели, учителя, юристы. Но самое главное – обзавелись благополучными семьями.
Конечно, справиться с непоседами было сложно. В переходный возраст дети стали себя плохо вести на уроках. Все учителя жаловались. Валентина Алексеевна не стала долго думать и созвала родительское собрание.
– Говорю: «Не могу ничего сделать, дети от рук отбились». Один папа встает и говорит: «Как это – вы не можете ничего сделать? Нас же 38, мы вместе, давайте подумаем, что мы можем для них сделать».
В ближайшие выходные вывезли класс на базу отдыха. Дети дурачились на свежем воздухе, пели песни, всю ночь просидели у костра – вместе с родителями. И после этого перестали хулиганить. А туристическая традиция продолжилась. Где только не были – в горах, в пещерах, и босиком по снегу ходили, на санках и лыжах катались, и в проруби купались – все время с родителями. Выпустив своих учеников, Валентина Лебедева стала завучем. В тот момент в ее школе только пятых классов было восемь. Впрочем, нашей героине к большой семье не привыкать, так что она с новой ответственной должностью успешно справилась.

Сельский – значит настоящий

Талантливого педагога в 1997 году заметила Наталья Федотова, которая только что стала новым директором Минусинского педагогического колледжа, и пригласила на работу. Вместе с руководителем и другими коллегами Валентина Лебедева открыла новую специальность – «учитель иностранного языка». Потом заведовала ею пять лет. Валентина Алексеевна сама по образованию преподаватель немецкого. Командировки в Германию, которые учительница выигрывала, участвуя в конкурсах, помогли повысить квалификацию. И понять, как наиболее грамотно и по-современному выстроить учебный процесс для педагогов-«иностранцев». Компьютерами тогда учебные заведения еще не располагали, приходилось до ночи засиживаться за карточками и методичками для студентов.
Учебный план разработали так, что выпускников колледжа сразу на третий курс заочного отделения принимал Красноярский педагогический университет – знаменитый иняз! Как правило, поступая на заочное отделение, бывшие выпускники колледжа устраивались на работу в сельские школы. Их с первого курса в колледже на это настраивали.
– Обучение в колледже ориентировано на практику. Первые пробные уроки студенты дают на втором курсе, а к концу третьего они проводят для учеников уже не менее 72 часов, – объясняет Валентина Лебедева. – За четырнадцать лет мы подготовили 12 выпусков – сейчас доучиваются последние два курса.
Многие выпускники преподают в Минусинском, Шушенском, Краснотуранском, Идринском, Курагинском, Ермаковском, Новоселовском районах. Не просто работают – развиваются, осваивают новые технологии. То и дело докладывают бывшим педагогам, а теперь – коллегам о победах в районных конкурсах, межрайонных, городских, региональных. Валентина Алексеевна для примера демонстрирует фото из региональной газеты – на снимке ее бывшая ученица Елена Вершинина, из первого выпуска. Как только окончила колледж, девушка заняла первое место по коммуникативным методикам в абаканском конкурсе молодых специалистов.
– Выпускники приходят к нам, а мы их – в группу. Когда бывший студент рассказывает о преимуществах работы в сельской школе, это действует лучше, чем если бы то же самое говорили мы, педагоги. С профессиональной точки зрения плюсов действительно много. Школа маленькая, уютная, дети добрые, учителя внимательные, – перечисляет Валентина Алексеевна. – Создается атмосфера дома, своеобразный микромир. Молодым учителям никто не мешает реализовать себя, использовать современные технологии. Еще не окончив университет, наши ребята и девчата, работающие в деревне, получают квалификационную категорию. Человек может уже сам себя содержать.
К тому же престиж профессии учителя на селе по-прежнему у нас остается высоким.
Рассказывая об открытии новой специальности, о процессе обучения, Валентина Алексеевна то и дело ссылается на коллег:
– У нас очень хорошая команда. В колледже, в городе. Теперь в нее входят и наши выпускники, которые работают в городских и сельских школах края и приезжают к нам уже на курсы повышения квалификации.

Строгая с добрым взглядом

Многие качества педагога Валентина Лебедева постаралась перенять у своей школьной учительницы – Валентины Ефимовны Ананьевой, преподававшей географию в Назаровской средней школе.
– Она была строгой, подтянутой, но всегда по-доброму глядела. Потому что мы в ее жизни были одни такие любимые. Она нас никогда не ругала. Всегда занимала позицию за последней партой. Наблюдала и организовывала оттуда. Получалось, что все мы делали сами. Планировали, строили, двоечников «разбирали».
Валентина Алексеевна похожа на нее. Голос ласковый, взгляд мягкий, но рядом с ней хочется выпрямить спину, сесть ровно. Еще она рассказывает о том, что настоящий учитель – не просто урокодатель, а педагог, который чувствует своих учеников. Что и своих студентов она учит не превращаться в механические машины, сообщающие знания, а побуждать учеников к осмыслению.
Наша беседа заканчивалась, Валентину Алексеевну приехал встречать муж. Такая у них традиция: встречаться у часовенки, которая стоит в центре новой части Минусинска, и вместе идти домой.
– Я очень люблю свой город, – призналась Валентина Алексеевна в завершение разговора. – Наш собор, театр, аура старинной части города, удивительная природа… Для знаменитого музея имени Мартьянова мы разработали девять интерактивных лекций на немецком. Здесь, в маленьком Минусинске, мои дочки закончили музыкальную школу, танцевали. Обе побывали в «Артеке», с ансамблями выступали на «Утренней звезде». Да, Минусинск – глубинка, но в глубоком смысле этого слова.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

29 ноября 2021
Деньги с «иммунитетом»
С февраля 2022 года в силу вступают изменения в 229-ФЗ «Об исполнительном производстве…» – о том, что на счете должника
29 ноября 2021
Материнский капитал и пенсия – из разных источников
В соцсетях стали появляться посты, авторы которых заявляют: «Маткапитал матери получают из средств Пенсионного фонда. Это значит – у пенсионеров
29 ноября 2021
Излучающие страх
По информации главного санитарного врача Красноярского края Дмитрия Горяева, участились жалобы красноярцев в Роспотребнадзор на установку вышек сотовой связи рядом