Педагогика с песнями у костра Учитель – многодетная мама, а класс – школьная семья

Педагогика с песнями у костра Учитель – многодетная мама, а класс – школьная семья

Есть победы, слава которых не такая громкая, как у олимпийских. Вряд ли Валентина Лебедева, пока была классным руководителем, думала, что делает нечто особенное. Когда с коллегами из Минусинского педагогического колледжа имени А. С. Пушкина она реализовала схему обеспечения учителями иностранного языка сельских школ юга края (и в городах-то эти ставки не все закрыты), наверное, тоже не придала работе особого значения. Но званию заслуженного педагога Красноярского края радовалась как олимпийской медали. Вместе с мужем, дочерьми и, конечно, коллегами. Говорит, все они имеют к ее победе непосредственное отношение.

Кузница отличников

Это не первая награда Валентины Лебедевой и наверняка не последняя. Отличником народного просвещения Российской Федерации она стала в 1993 году – как раз после выпуска своих ребят. Шутка ли – столько детей разом выпустить в люди! Началась эта история с того, что Валентина Алексеевна взяла классное руководство над четвероклассниками. Тут дочка пошла в первый класс. И мама перешла в другую школу, чтобы быть ближе. Удивительно, но все ученики отправились вслед за ней! И вот Валентина Алексеевна стала классной «мамой» для семьи из 52 ребят.

– За семь лет не было ни одного двоечника и второгодника. Замечательный выпуск. Семь медалистов. Это количественная характеристика. Качественная – другая, – по учительской привычке классифицирует Валентина Лебедева. – Все состоялись как специалисты – есть среди них инженеры, руководители фирм, кандидат наук, доктор наук, спасатели, учителя, юристы. Но самое главное – обзавелись благополучными семьями.
Конечно, справиться с непоседами было сложно. В переходный возраст дети стали себя плохо вести на уроках. Все учителя жаловались. Валентина Алексеевна не стала долго думать и созвала родительское собрание.
– Говорю: «Не могу ничего сделать, дети от рук отбились». Один папа встает и говорит: «Как это – вы не можете ничего сделать? Нас же 38, мы вместе, давайте подумаем, что мы можем для них сделать».
В ближайшие выходные вывезли класс на базу отдыха. Дети дурачились на свежем воздухе, пели песни, всю ночь просидели у костра – вместе с родителями. И после этого перестали хулиганить. А туристическая традиция продолжилась. Где только не были – в горах, в пещерах, и босиком по снегу ходили, на санках и лыжах катались, и в проруби купались – все время с родителями. Выпустив своих учеников, Валентина Лебедева стала завучем. В тот момент в ее школе только пятых классов было восемь. Впрочем, нашей героине к большой семье не привыкать, так что она с новой ответственной должностью успешно справилась.

Сельский – значит настоящий

Талантливого педагога в 1997 году заметила Наталья Федотова, которая только что стала новым директором Минусинского педагогического колледжа, и пригласила на работу. Вместе с руководителем и другими коллегами Валентина Лебедева открыла новую специальность – «учитель иностранного языка». Потом заведовала ею пять лет. Валентина Алексеевна сама по образованию преподаватель немецкого. Командировки в Германию, которые учительница выигрывала, участвуя в конкурсах, помогли повысить квалификацию. И понять, как наиболее грамотно и по-современному выстроить учебный процесс для педагогов-«иностранцев». Компьютерами тогда учебные заведения еще не располагали, приходилось до ночи засиживаться за карточками и методичками для студентов.
Учебный план разработали так, что выпускников колледжа сразу на третий курс заочного отделения принимал Красноярский педагогический университет – знаменитый иняз! Как правило, поступая на заочное отделение, бывшие выпускники колледжа устраивались на работу в сельские школы. Их с первого курса в колледже на это настраивали.
– Обучение в колледже ориентировано на практику. Первые пробные уроки студенты дают на втором курсе, а к концу третьего они проводят для учеников уже не менее 72 часов, – объясняет Валентина Лебедева. – За четырнадцать лет мы подготовили 12 выпусков – сейчас доучиваются последние два курса.
Многие выпускники преподают в Минусинском, Шушенском, Краснотуранском, Идринском, Курагинском, Ермаковском, Новоселовском районах. Не просто работают – развиваются, осваивают новые технологии. То и дело докладывают бывшим педагогам, а теперь – коллегам о победах в районных конкурсах, межрайонных, городских, региональных. Валентина Алексеевна для примера демонстрирует фото из региональной газеты – на снимке ее бывшая ученица Елена Вершинина, из первого выпуска. Как только окончила колледж, девушка заняла первое место по коммуникативным методикам в абаканском конкурсе молодых специалистов.
– Выпускники приходят к нам, а мы их – в группу. Когда бывший студент рассказывает о преимуществах работы в сельской школе, это действует лучше, чем если бы то же самое говорили мы, педагоги. С профессиональной точки зрения плюсов действительно много. Школа маленькая, уютная, дети добрые, учителя внимательные, – перечисляет Валентина Алексеевна. – Создается атмосфера дома, своеобразный микромир. Молодым учителям никто не мешает реализовать себя, использовать современные технологии. Еще не окончив университет, наши ребята и девчата, работающие в деревне, получают квалификационную категорию. Человек может уже сам себя содержать.
К тому же престиж профессии учителя на селе по-прежнему у нас остается высоким.
Рассказывая об открытии новой специальности, о процессе обучения, Валентина Алексеевна то и дело ссылается на коллег:
– У нас очень хорошая команда. В колледже, в городе. Теперь в нее входят и наши выпускники, которые работают в городских и сельских школах края и приезжают к нам уже на курсы повышения квалификации.

Строгая с добрым взглядом

Многие качества педагога Валентина Лебедева постаралась перенять у своей школьной учительницы – Валентины Ефимовны Ананьевой, преподававшей географию в Назаровской средней школе.
– Она была строгой, подтянутой, но всегда по-доброму глядела. Потому что мы в ее жизни были одни такие любимые. Она нас никогда не ругала. Всегда занимала позицию за последней партой. Наблюдала и организовывала оттуда. Получалось, что все мы делали сами. Планировали, строили, двоечников «разбирали».
Валентина Алексеевна похожа на нее. Голос ласковый, взгляд мягкий, но рядом с ней хочется выпрямить спину, сесть ровно. Еще она рассказывает о том, что настоящий учитель – не просто урокодатель, а педагог, который чувствует своих учеников. Что и своих студентов она учит не превращаться в механические машины, сообщающие знания, а побуждать учеников к осмыслению.
Наша беседа заканчивалась, Валентину Алексеевну приехал встречать муж. Такая у них традиция: встречаться у часовенки, которая стоит в центре новой части Минусинска, и вместе идти домой.
– Я очень люблю свой город, – призналась Валентина Алексеевна в завершение разговора. – Наш собор, театр, аура старинной части города, удивительная природа… Для знаменитого музея имени Мартьянова мы разработали девять интерактивных лекций на немецком. Здесь, в маленьком Минусинске, мои дочки закончили музыкальную школу, танцевали. Обе побывали в «Артеке», с ансамблями выступали на «Утренней звезде». Да, Минусинск – глубинка, но в глубоком смысле этого слова.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег
Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции