До Великой Отечественной войны Красноярский машиностроительный завод был сравнительно небольшим предприятием, где трудились около двух тысяч работников. Война не только сделала Красмаш одним из крупнейших машиностроительных заводов страны, но и круто изменила профиль предприятия. Строившийся для производства гражданской продукции завод стал флагманом советской, а затем и российской оборонки. А ведь изначально он производил оборудование для горнорудной и золотодобывающей промышленности, а также катера и баржи.
В начале войны Красмаш был передан в ведение Наркомата вооружений СССР. А во второй половине октября 1941-го в Красноярск начали прибывать эшелоны с оборудованием и персоналом эвакуированных заводов. На небольшой промплощадке красноярского завода разместились коломенские заводы имени Ворошилова и имени Куйбышева, частично ленинградские «Арсенал» и «Большевик», калужский и сталинградский заводы.
Впрочем, «размещаться» было особо негде – ведь новые цеха в одночасье не построишь. А задачи новому объединенному предприятию, которому было присвоено имя К. Е. Ворошилова, ставились жесткие – необходимо было в кратчайшие сроки наладить выпуск военной продукции.
Сегодня трудно себе представить, в каких условиях это делалось. Ведь рабочий коллектив вырос до 13 тысяч человек. И всех надо было разместить. Часть специалистов удалось устроить в домах и квартирах красноярцев, для остальных сооружались землянки, бараки-засыпушки. В немногочисленных общежитиях ставились трехъярусные нары. Поскольку готовить еду в таких условиях было крайне сложно, для того чтобы накормить людей, открывались столовые. Уже в первый год войны их стало семнадцать.
Но производственные корпуса не бараки, их на скорую руку не слепишь. Поэтому часть оборудования монтировалась прямо под открытым небом. Работа шла под девизом: «В три дня собрать станок, а на четвертый – давать продукцию фронту». Продукция – зенитные орудия и полковые минометы – считалась жизненно важной. Ведь это было время, когда германская авиация господствовала в воздухе. Директор военного времени Борис Хазанов вспоминал: «…из головы не выходили слова наркома: «Готовьтесь к серьезной работе, понимаю, что производственное задание крайне напряженное, но любые рассуждения об уменьшении плана просто непозволительны. Особенно нужны зенитные пушки, фашисты бомбят наши города, у нас еще мало истребительной авиации».
В 1-м квартале 1942 года на заводе изготовили почти 550 зенитных пушек, 300 минометов. Но это было меньше планового задания. И тогда на помощь пришел комсомол. По решению горкома ВЛКСМ на завод были мобилизованы тысяча комсомольцев и 1 300 молодых ребят, еще не ставших ими. Помогало в работе и техническое творчество. Так, упрощение конструкции 120-миллиметровых полковых минометов позволило в два раза увеличить их выпуск на тех же площадях. При этом люди работали в жуткие морозы в неотапливаемых помещениях.
Всего за годы войны Красмаш отправил на фронт около 26 тысяч зенитных артиллерийских установок, более 5 тысяч полковых минометов, 220 тыс. фугасных авиационных и осколочных бомб разного калибра, 3,5 тысячи морских мин.
При подготовке публикаций использованы архивные материалы АО «Красноярский машиностроительный завод»