Российская промышленность не сегодня столкнулась с проблемой импортозамещения. Тема не нова, она не раз звучала в президентских указах, федеральных законах, так как касается вопроса национальной безопасности. Кризисные явления в экономике обострили ее актуальность. Подход компании СУЭК показал, что проблему зависимости от импорта можно решить и даже получить мультипликативный эффект.
С ВИДом на будущее
Для предприятий угледобычи импортозамещение выступает приоритетным направлением. В прежней модели стабильная работа компании оказалась зависимой от поставок иностранного оборудования. Андрей Федоров, исполнительный директор АО «СУЭК-Красноярск», отмечает:
– Многая техника на наших предприятиях – знаменитые ЭРП-2500 № 3 и № 4 Бородинского разреза и другие крупные экскаваторы – украинского производства. Но из-за нестабильной ситуации на востоке Украины многие партнерские связи пошатнулись, и мы рисковали остаться без запасных частей к основному технологическому оборудованию, которое несет на себе практически всю производственную нагрузку. Стратегическое планирование помогло нам быстро решить проблему. Ведь еще в 2012 году стартовала масштабная инвестиционная программа по модернизации Бородинского ремонтно-механического завода, более 40 лет оказывающего угольщикам поддержку в ремонте техники сначала в роли структурного подразделения Бородинского разреза, а теперь – самостоятельного сервисного предприятия в составе угольной компании.
Масштабное техническое перевооружение Бородинского РМЗ открыло путь не только к копированию импортных запчастей на горные машины, но и к производству уникальной высокотехнологичной продукции – вентильно-индукторных двигателей (ВИД). Новейшая российская разработка сочетает в себе свойства электрической машины и системы управления. Уже изготовлено восемь двигателей для модернизации магистрального ленточного конвейера Березовского разреза. В ближайших планах – выпуск двигателей для 130-тонных БелАЗов, занятых на Тугнуйском разрезе в Бурятии. ВИД позволяет значительно повысить надежность оборудования, снизить энергопотребление. Кроме того, двигатели отлично справляются с пиковыми нагрузками, не восприимчивы к сибирским морозам.
Время возможностей
Изначально для РМЗ массовый выпуск запчастей представлялся как привлекательный сценарий. Сейчас он стал жизненно необходимым. Важно отметить, что освоение новой продукции шло в тесном контакте с конструкторами, техническими специалистами крупнейших российских заводов – Ижорского завода тяжелых экскаваторов, Уралмаша, ОКБ «Зенит» (научно-производственное объединение на базе Красноярского машиностроительного завода). С ними же договорились о поставках деталей, которые пока не может изготавливать Бородинский РМЗ.
Движение в сторону импортозамещения позволяет закрыть потребности краевых предприятий, а также предложить продукцию и услуги другим потребителям. Большой объем работ бородинцы выполняют для Кузбасса, разрезов Бурятии и Забайкальского края. Таким образом, нынешние экономические условия – это не только угроза, но и возможность для ускоренного подъема производства.
Еще один любопытный эффект политики импортозамещения – возрождение рационализаторского движения в компании. Общий экономический эффект от внедренных новшеств за последние годы составил около 200 млн рублей. Бородинский разрез по количеству предложенных новаторских идей – в числе лидеров. Самые активные рационализаторы – сотрудники автотракторного цеха. Его руководитель Семен Козлов не раз удостаивался звания «Лучший рационализатор». В минувшем году в АТЦ было реализовано сразу три проекта. Самый эффективный из них – изготовление специального устройства для снятия крупногабаритных шин со спецтехники. На его внедрение затрачено всего 15 тысяч, сэкономлено при этом около 2 млн. Не отстает от коллег из АТЦ и горный путевой участок разреза, идеи сотрудников которого позволили продлить срок службы выправочно-подбивочной машины.
Без лишних лозунгов «Даешь отечественное!» компания СУЭК собственными силами противостоит негативным явлениям «турбулентной» экономики.