Недавно страну потряс вопиющий случай. Две миловидные 17-летние девушки изощренно убивали животных – и выкладывали свои зверства в Сеть. Котят и щенков они забирали у общественных организаций якобы к бабушке в деревню.
Страшно, что эта неблаговидная история получила продолжение – у «хабаровских живодерок» по всей стране появились подражатели.
Такая вот «минута славы»
– А вот это Рекс, – Ира, одна из активисток, которая свободное время посвящает помощи бездомным животным, показывает фотографию ухоженного пса. – Мы его выходили, кастрировали, привили. И нашли хозяев – в частный дом. А позавчера его отравили…
Ирина замолкает. У нее таких фотографий несколько – общественники подбирают замерзающих, больных, травмированных псов на улицах, а потом тратят свои деньги на то, что должны делать организации, работающие по муниципальному контракту: стерилизуют, лечат и ищут хозяев. Таких людей в нашем городе не сказать что много, около двух десятков. Они могут купить для себя доширак, а для дворняги, которую взяли на передержку, – кусок мяса. Кто-то крутит пальцем у виска, но эти люди знают: каждое живое существо нуждается в защите.
У таких же зоозащитников, как Ирина, «прославившиеся» Алина и Алена из Хабаровска забирали щенков. История этих девиц стала известна случайно – один из знакомых девушек, услышав об их извращенном досуге, попросил хакера взломать страничку одной из них. И там вскрылось такое, от чего у бывалых людей волосы встали дыбом. Статистика суха: менее чем за полгода двумя миловидными школьницами замучены около полутора десятков животных, на взрослых собак и кошек они внимания не обращали, брали только совсем маленьких, кто уж точно не мог оказать сопротивления.
Дальше была знакомая общественникам история: сначала одну из девочек признали свидетельницей, в отношении другой возбудили уголовное дело по статье 245 Уголовного кодекса – жестокое обращение с животными. Но волна возмущения была настолько серьезной, что после многочисленных обращений к генеральному прокурору РФ и вторая школьница стала участницей преступления. А судить теперь их будут еще и по части второй той же статьи – за деяние, совершенное по сговору группой лиц. Если, конечно, в деле не вскроются новые подробности.
Резонансное преступление, которое собрало тысячи неравнодушных человек по всей стране, должно было поднять такую волну осуждения, что ни у кого из молодых людей и мысли не должно было возникнуть совершить подобное. Но… Внезапно свалившаяся на хабаровских живодерок «слава» воодушевила некоторых подростков на подобные деяния. В Уфе малолетние садисты пытались снять шкуру с живого полуторамесячного щенка. В Липецке «детишки» играли котенком в бейсбол, пока его не отобрали прохожие. А в самом Хабаровске две другие девушки – 14 и 15 лет – выложили в Сеть фото с окровавленным котенком. Как потом оправдывались эти школьницы и их учителя, котенка они не мучили – просто захотели славы. И это не кровь – краска. Они, конечно же, сожалеют, но дело сделано.
«Мы выхаживаем, а их травят»
Можно было бы сказать – где Хабаровск и где мы? Местные общественники так не считают: в нашем крае, как и по всей стране, издевательство над животными стало чем-то вроде дикого спорта для маргинальных личностей. Пять лет назад наш край «прославился» благодаря фото в соцсети, которое житель Березовки сделал вместе с отрубленной головой бродячей собаки. Молодой человек «убивал, когда было скучно» – так он рассказывал в ток-шоу на центральном канале. Потом в полиции оправдывался, что пес уже был мертв. И дело спустили на тормозах.
Сегодня общественники выхаживают немало травмированных животных, передают друг другу фото людей, которым ни в коем случае нельзя отдавать псов на передержку. До того как история с хабаровскими живодерками вскрылась, эти опасения казались чем-то вроде паранойи. Теперь понятно: мы знаем о человеческой жестокости очень мало – она редко выходит в публичное пространство.
– Отравленных собак полиция даже не регистрирует, – продолжает Ирина. – Для них это, видимо, не преступление, хоть животное и погибает в страшных муках.
Собак травят постоянно, но с начала декабря эти «мероприятия» стали массовыми – сейчас тревогу бьет соседний Дивногорск. По злой иронии от рук «санитаров города», а именно так себя называют живодеры, гибнут псы, которые уже прикормлены и почти пристроены. Отраву рассыпают в тех местах, где собак обычно кормят. Используют для этого один лекарственный препарат, который без рецепта не купить, но у этих «товарищей» как-то получается. Собаки умирают медленно и мучительно в судорогах – от остановки дыхания. Общественники находят тела в разных местах города. Особенно обидно, что многие из этих собак стерилизованы и неагрессивны.
По злой иронии от рук «санитаров города», а именно так себя называют живодеры, гибнут псы, которые уже стерилизованы, неагрессивны и почти пристроены
ДО СУДА ДОХОДЯТ ЕДИНИЦЫ ДЕЛ
Хабаровским живодеркам теперь грозит до двух лет лишения свободы – и это максимальный срок, который им могут дать. Отравителям собак не грозит ничего. Наша правоприменительная практика такова, что подобные дела возбуждаются крайне редко. По данным ГУ МВД по Красноярскому краю, за последние пять лет в органах внутренних дел нашего региона зарегистрировано 25 преступлений подобного рода. Все лица, их совершившие, установлены, уголовные дела направлены в суд. Наибольшее количество преступлений было в 2012-м – 10. В текущем году дознавателями ОВД края возбуждено четыре уголовных дела.
– Если вам стало известно о фактах жестокого обращения с животными, необходимо обратиться с сообщением в ближайший отдел внутренних дел либо на участковый пункт полиции, где примут заявление, проведут проверку и примут решение в соответствии с действующим законодательством, – комментирует Нина Кульчинская, начальник отдела организации дознания ГУ МВД России по Красноярскому краю, полковник полиции.
Чаще всего уголовные дела возбуждаются, если жестокое обращение сопряжено с материальным ущербом. То есть если собака была домашней. Если пес бездомный, значит, шансов мало. Изменить ситуацию могло бы принятие закона «Об ответственном обращении с животными», проект которого пылится уже пять лет. Возможно, именно сейчас самое время, чтобы вернуться к его обсуждению. Однако пока не совсем понятно, с какого возраста предусматривает ответственность этот законопроект, ведь большинство мучителей животных – несовершеннолетние подростки, не достигшие 14-летия. И если не снизить возраст наступления ответственности по таким преступлениям, волну насилия вряд ли удастся остановить.
МНЕНИЕ
«Быть самым сильным в стае»
Елена АЛЕКСАНДРОВА, психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Росток», ведет консультации с подростками больше 20 лет. И, как признается сама, к счастью, с этой проблемой близко пока не сталкивалась. Однако, как отмечает психолог, такое поведение свойственно именно подросткам.
– У них стираются границы жизни и смерти, это свойственно подростковому возрасту. Они пытаются самоутвердиться в своем коллективе, в своей стае. И сейчас выбирают такой дикий способ – так показывают себя сильными. Властителями мира. Но при этом объектом мучений становятся те, кто не может дать отпора. Не взрослые животные, а маленькие щенки.
Подростки во все времена выходили за рамки, но раньше это были конструктивные подвиги – важно быть сильнее и смелее сверстников. Сейчас мы наблюдаем нравственные перевертыши – в обществе сменились ценности, и подростки, как в кривом зеркале, это отразили. Преувеличенно, бескомпромиссно. И печально, что именно шокирующее приносит известность, поэтому и появляются такие подражатели, которые готовы повторить жестокие поступки. То есть замучен котенок – значит, то же самое могу повторить и я: это же круто, вон какая популярность. Но самое грустное, что эти поступки не встречают сопротивления в душе подростка, который уже должен отличать хорошее от плохого, даже если «головой» он пока до этого не дорос.
На фото:
Митинг в защиту прав животных собрал в Красноярске больше 200 неравнодушных граждан;
Рекса, которого зоозащитники выходили и почти пристроили в частный дом, отравили прямо на улице. Выходить его удалось чудом;
Пока готовился номер , в Красноярске через суд закрыли 10 сайтов с призывами к убийству животных