Для многих слово «инновации» – набивший оскомину штамп. А Юлия ГРИБАНОВА, начальник проектного офиса КРИТБИ, имеет дело с этой материей практически ежедневно. Хотя, как признается, термин действительно порядком заезжен.
– И все же что такое «инновации» и какое отношение к ним имеет КРИТБИ?
– В моем понимании наука, фундаментальная и прикладная, – это та основа, на которой создаются новые продукты. Инновации – это следующий этап: любое внедрение, которое приносит либо увеличение доходности действующего производства, либо сокращение издержек производства.
То есть инновации – это исключительно «про деньги». Про то, какой экономический эффект будет от того или иного внедрения. Поэтому мы – следующий этап после науки.
– Как происходит процесс отбора резидентов?
– Все начинается с заочной экспертизы на научность и инновационность. Однако если кандидатом уже получен грант Фонда инноваций, «Сколково», Роснано, то этот этап исключается, поскольку проект уже признан на федеральном уровне инновационным. Дальше – очная экспертиза, на которую мы стараемся приглашать больше технологических предпринимателей. Они могут с учетом собственного опыта оценить бизнес-модель, коммерческий потенциал проекта.
Зачастую эксперты на этапе обсуждения выступают и как наставники: рекомендуют кандидатам внедрить то или иное решение, проверенное на собственном опыте.
По итогам очного обсуждения коллегиально вырабатывается решение экспертной комиссии рекомендовать либо не рекомендовать соискателя в резиденты.
– Кандидатом в резиденты обязательно должен быть уже состоявшийся бизнес или достаточно прийти с интересной идеей?
– Можно прийти и просто с идеей. Зачастую так и происходит. При этом можно выделить несколько типов людей. Первый приходит и говорит: «У меня есть идея, но я вам ее не расскажу, потому что вы ее украдете и заработаете миллиарды». Таким я отвечаю, что за годы работы здесь выслушала множество идей, но миллиардов не заработала. Потому что я понимаю: без человека, который этой идеей живет, горит, который готов заниматься ею сутки напролет, ничего происходить не будет.
Второй тип людей – те, кто приходит и говорит: вот вам идея, давайте что-нибудь с ней делайте, но мне – половина заработанных денег. Этим объясняю: одной идеи мало. Нужно начинать с ней что-то делать. Например, попробовать изготовить маленький прототип и посмотреть, будет ли он работать.
Один из моих бывших руководителей говорил: «Идея не стоит ничего. Стоит команда». И на самом деле бывает так – приходят несколько человек с идеей, которая не нужна ни им, ни рынку. Но они настолько «заряжены» на совместную работу, что после того, как мы переворачиваем все их идеи, они уходят в совершенно другую область и добиваются результата.
– Почему сложно запустить инновационный бизнес?
– По опыту считаю, что это не так. Вероятность запуска успешного инновационного бизнес-проекта примерно такая же, как и в обычном бизнесе. Ну, может быть, меньше процентов на 5–7. Сложность здесь в другом.
«Классический» научный сотрудник не может идти в бизнес, потому что у него другое мышление. А «классический» предприниматель, который имеет большой опыт в бизнесе, никак не может осмыслить сложные технологические решения. У них разные протоколы коммуникаций, разный подход к решению задач. Но только сочетая эти составляющие, мы получаем динамично развивающиеся команды.
Поэтому одна из ключевых ролей, которую я для себя определила в рамках деятельности проектного офиса, – воссоединение слабо соединяющегося. Для этого мы выступаем толмачами с научного на предпринимательский и с предпринимательского на научный.
– А может быть, обоим этим языкам нужно учить еще в вузе?
– На самом деле мы много работаем в этом направлении. КРИТБИ плотно сотрудничает в Красноярске со всеми высшими учебными заведениями. Наши ключевые партнеры – СФУ, СибГУ и медицинский университет.
Сейчас мы активно включаемся во взаимодействие со средними специальными учебными заведениями, особенно IT-колледжами, так как они ориентированы на современные технологии. Например, 11 марта будет форсайт, организованный совместно с «Точкой кипения», где мы попытаемся поискать новые профессии, новые направления для колледжа радиоэлектроники и информационных технологий.
Как мы взаимодействуем? С образовательными учреждениями это проведение профильных мероприятий, в частности, наших любимых хакатонов. Сейчас, во время пандемии, очный формат пришлось свернуть, но до этого мы успешно проводили такие мероприятия с нашими резидентами. Например, одна из компаний обратилась к нам за помощью в разработке технологического решения, связанного с размещением электрических элементов в их конструкции. Мы под эту задачу собрали пять команд колледжей плюс две команды университета. Выдали ребятам расходные материалы, и они на реальных комплектующих сделали свои проекты сборок. Один из этих проектов получил одобрение заказчика и сегодня используется им.
Другим удачным проектом можно назвать наш акселератор с Сибирским федеральным университетом «Техностартапы». Если в позапрошлом году стартапы прошли офлайн, то в прошлом во время подготовки как раз началась пандемия и пришлось резко переформатировать подход. Привлекли действующие IT-компании. Они дали задачи из своих ключевых проектов. Собрали команды студентов, которые полтора-два месяца работали над этими задачами. По итогам три команды нашли потенциальных инвесторов.
– Каких ваших резидентов можно назвать примером успешных историй?
– Таких компаний достаточно много. Но есть истории успеха, которые мы полностью «провели» от идеи до производства. Например, «Сибрадиотех» – производитель высокочастотных кабельных сборок, которые используются в космических аппаратах, сотовой связи и ряде других областей. Или «Электрикус» – компания, занимающаяся электрическими заправками. В свое время они пришли со своими проектами в бизнес-инкубатор. В настоящий момент обе компании – резиденты железногорского технопарка, к которому КРИТБИ также имеет самое непосредственное отношение.
Фотографии предоставлены КРИТБИ