Переживут ли лето предприятия по утилизации шин?

Переживут ли лето предприятия по утилизации шин?
Фото: Александр Жуковец / архив gnkk.ru

В Красноярском крае предприятия, перерабатывающие старые шины в резиновую крошку, оказались под угрозой закрытия. В апреле два из трех существующих переработчиков приостановили свою деятельность из-за невозможности пройти государственную экологическую экспертизу. В ее требования не вписываются ни оборудование, ни советская технология этих компаний.

Два не работают, третий на грани

Компании, которые работают с отходами 1–4-го классов опасности, должны раз в три года проходить процедуру подтверждения лицензионного соответствия. Но с 1 марта введено новое требование – обязательное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Переработчики отмечают: получить его слишком долго и слишком дорого.

– В марте мы должны были пройти процедуру лицензионного соответствия. Сначала оценивали это положительно, потому что все утилизаторы должны подтвердить свои производственные мощности. А значит, с рынка уберут липовых переработчиков, которые имели лицензии, но у них отсутствовали производственные мощности. Подали заявление в Росприроднадзор и получили ответ: для подтверждения лицензии требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы, – рассказывает бухгалтер предприятия – утилизатора шин Татьяна Злобина.

Завод, на котором работает Татьяна Злобина, с 2019 года занимается утилизацией шин – их дробят механическим способом в крошку, которая востребована при благоустройстве школ, детсадов, детских и спортивных площадок. Из нее делают мягкое покрытие, чтобы не травмировались ребятишки. Предприятие уже хотело расширять свою деятельность, а тут такое.

Фото: Александр Жуковец / архив gnkk.ru

При этом, когда компания начинала свою деятельность, таких требований не ставили и экологическую госэкспертизу переработчик не проходил. Да и оборудование и технология переработки шин настолько старые, что положительного заключения предпринимателям просто не получить.

Проблемы переработчиков шин обсуждались на круглых столах в Красноярском краевом отделении «Народного фронта» и в Общественной палате региона. Об этом мы писали ранее. Тогда переработчики недоумевали: есть разъяснение, что государственная экологическая экспертиза требуется на технику, технологию или продукт, полученный в процессе работы, если они являются новыми. А технология переработки шин механическим способом в резиновую крошку была известна еще в советские времена, содержится в справочниках наиболее доступных технологий. Тем не менее Росприроднадзор производителям лицензию не подтвердил и выдал заключение о приостановлении деятельности двух предприятий из трех. Судьба третьего тоже под вопросом: ему предстоит проходить лицензирование в октябре, государственной экологической экспертизы у предприятия также нет.

А есть ли ответ?

В апреле НКК отправил запрос в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора с просьбой разъяснить положения нового порядка прохождения подтверждения лицензии и государственной экологической экспертизы утилизаторами шин. Ведомство ответило только после выхода в НКК материала о проблеме переработчиков шин. И то только ссылкой на законодательные акты.

Перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня определен статьей 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, – пишет НКК заместитель руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Александр Шадрин. – Оценка воздействия на окружающую среду проводится юридическим или физическим лицом, отвечающим за подготовку документации по планируемой хозяйственной и иной деятельности на экологическую экспертизу.

Кто выиграл?

В Росприроднадзоре по Красноярскому краю отмечают: у них информация о воздействии на экологию технологии утилизации шин механическим способом отсутствует. А вот переработчики знают: дробление покрышек наносит меньший вред природе, чем пиролиз, в результате которого получается синтетическая нефть.

Тем не менее Татьяна Злобина поясняет: после приостановки предприниматели вынуждены были закрыть предприятие по механической переработке шин.

Фото: Александр Жуковец / архив gnkk.ru

– На этой площадке оставили только подготовку шин к переработке, – рассказывает Татьяна Злобина. – А утилизируем теперь по другому адресу. Здесь применяем технологию пиролиза. Эта деятельность у нас лицензирована.

Утилизаторы шин отмечают: проблема с государственной экологической экспертизой остается для них актуальной. Введение новых порядков обернулось для бизнеса ограничением видов деятельности. А чтобы войти в реестр утилизаторов, необходим широкий спектр переработки.

Дождаться бы сентября

С такой же проблемой столкнулись утилизаторы шин во всех регионах. По данным Ассоциации содействия восстановлению и переработке шин «Шинэкология», в России действует около 100 предприятий, перерабатывающих шины (85 процентов – механическим способом), только у двух есть госэкспертиза.

В апреле ассоциация обратилась с письмом к председателю Совета Торгово-промышленной палаты России по развитию экономики замкнутого цикла и экологии, депутату Госдумы Андрею Луговому: «Техника и технология механического дробления шин не относится к новым. Поскольку сейчас положительное заключение ГЭЭ на проектную документацию отсутствует у большинства предприятий отрасли, в случае неподтверждения их лицензии на утилизацию они прекратят свою работу. И почти все регионы России останутся без утилизаторов шин, что приведет к экологической катастрофе, так как захоронение этих отходов запрещено».

Директор ассоциации «Шинэкология» Евгений Кренц предложил ввести мораторий на требования наличия положительного заключения ГЭЭ при подтверждении соответствия лицензионным требованиям предприятий – утилизаторов шин по технологии механического дробления до 1 сентября 2025 года. Дело в том, что в начале сентября вступает в силу положение федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому объектами ГЭЭ будут являться проекты технической документации на технологии, внедрение которых на территории России планируется после 1 сентября 2025 года. Как отмечает Евгений Кренц, проект перечня уже разработан и ждет утверждения Правительством РФ.

– Это действительно спасло бы многие предприятия – переработчики шин от закрытия, – пояснили НКК в ассоциации «Шинэкология». – Но ответа от депутата Лугового мы пока не получили. Ждем.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 июня 2025
Какой праздник 21 июня отмечают в православии
Сегодня, 21 июня, православная церковь почитает память святителя Феодора, первого епископа  Ростовского и Суздальского (ок. 1023), крестившего местных язычников и
Без рубрики
21 июня 2025
15 лет назад в Красноярском крае началась эпоха керлинга
Сегодня Красноярский край занимает первое место в России по массовости занятиями керлингом. По федеральной статистике, всего в стране отдают предпочтение
Без рубрики
21 июня 2025
Туристическая отрасль в Красноярском крае развивается рекордными темпами
Красноярский край – один из главных промышленных регионов страны. Однако после пандемии 2020 года он приобрел популярность еще и для