Этот проект посвящен 85-летию со дня образования Красноярского края. Мы публикуем старые фото, на которых отражена жизнь красноярцев во всех ее проявлениях. Лица людей, события, трудовые свершения, перемены, новостройки, праздники и будни, виды городов и сел… Все это, запечатленное на снимках, помогает лучше понять и увидеть историю родного края.
Если в ваших домашних альбомах или ведомственных музеях есть интересные старые фотографии, вы можете прислать их в редакцию. Обязательно с кратким описанием и годом съемки.
Красноярская детская железная дорога – первая такая в России. Но уникальность ее не только в возрасте: она единственная, где всегда эксплуатировался исключительно самодельный подвижной состав. Ширина ее колеи отличается от обычной для детских железных дорог России. Единственная, где на обеих конечных станциях были поворотные круги. Единственная имеющая веерное депо.
Первый паровоз для нее собрали ученики ФЗУ Красноярского ПВРЗ по инициативе завуча Захария Сергеевича Иванова. Вначале о детской дороге не думали – собирали просто действующую модель паровоза СУ в масштабе 1:5, с колеей 305 мм, весом 1,5 тонны.
В 1936 году во время первомайской демонстрации детский поезд во главе с маленьким паровозом совершил свой первый рейс по Сенной площади (ныне это сквер Сурикова). Тысячи горожан, собравшихся на торжество, восприняли появление «игрушечного» поезда как чудо. Тогда было решено построить в центре города постоянную колею. Дорогу перенесли в парк имени Горького, и 1 августа 1936 года начала работу детская железная дорога, которая действует до сих пор.
На снимке: подготовка детского паровоза Су00-01 к работе. Предположительно 1950 год
Фото из фондов музея Красноярской железной дороги