Старое здание красноярского аэропорта отремонтировали, полным ходом идет строительство нового терминала. Впрочем, дело не только во внешне презентабельной картинке. Роль куда серьезнее – в ближайшей перспективе придать экономике края ускорение, повысить привлекательность богатейшего региона.
Визитка края
Не зря же в народе говорят «встречают по одежке». Главные воздушные ворота края – это, по сути, визитная карточка, по которой инвестор судит о том, стоит ли вкладывать сюда деньги. Может, кому-то это покажется несерьезным, но фактор «внешности» играет роль. Спускаешься с трапа самолета в Риме – красавец-аэропорт «Леонардо да Винчи» – и уже вся Италия представляется такой же! Или наоборот: унылый красноярский порт… такой же, видимо, и город? Губернатор Виктор Толоконский ставит модернизацию аэропортового комплекса в один ряд с самыми серьезными инвестиционными проектами региона.
Сегодня здесь уже происходят изменения. Старый терминал внутренних авиалиний, честно говоря, изначально не приспособленный под большой поток пассажиров, превратился пусть и не в идеальное, но достаточно комфортное место. Найти зону ожидания, киоск, стойку регистрации теперь проще – система навигации модернизирована. И надписи на русском дублируются на английском и китайском (тоже, кстати, ориентация на потенциального инвестора). Кроме того, расширена сама зона ожидания, появилось больше торговых точек. О былой пестроте и безвкусице уже никто и не вспомнит – все сделано в едином стиле.
А самое главное – разделение входа и выхода, людские потоки пустили по кольцу. Теперь пассажиры и провожающие не будут сталкиваться лбами на одном крыльце. К тому же так гораздо безопаснее, когда толкучки нет. Да и дополнительная рамка металлодетектора появилась: не нужно стоять в очереди.
Гендиректор аэропорта Андрей Метцлер отметил, что во время ремонта проделано много незаметных, но важных вещей:
– В процессе капитального ремонта в терминале были полностью обновлены системы пожарной безопасности и электроснабжения, установлена новая система вентиляции. Все это сделано в целях повышения надежности работы здания и в интересах безопасности наших пассажиров. Конечно, в ближайшее время в аэровокзале еще будет что-то меняться, дополняться. Например, откроются несколько новых кафе, расширится ассортимент сувениров.
Впрочем, гораздо важнее то, что происходит на ближайшей площадке – тут полным ходом идет строительство нового терминала. Министр транспорта региона Сергей Еремин сообщил, что на сегодня забито уже 70 % свайного поля, а до конца марта эта работа будет полностью завершена. Сразу же после этого приступят к строительству нулевого цикла, а летом мы уже сможем увидеть очертания будущего комплекса.
Каков будет «портрет»?
Новый терминал планируется полностью сдать к началу декабря 2017 года. Пока строители ведут работы по графику и даже с опережением. Большая часть работ проводится красноярскими специалистами. В случае чего есть с кого спросить за качество. Кстати, и проект разработан местным «Красаэропроектом». Комплекс займет площадь в 40 тысяч квадратных метров и будет пропускной способностью до 2,5 млн пассажиров в год.
Когда в прошлом году забивали первые сваи, общественности не был понятен облик самого вокзала. Конечно, проект был, но визуализация оставалась в работе. После рассмотрения четырех вариантов внешности порта специалистами и экспертами победителем признан проект, в котором отображено название города – «Красный Яр». Хотя предлагались конструкции в виде айсберга и даже пешеходного моста на остров Татышев.
Кстати, именно концепция-победитель в будущем объединит новый и уже существующий международный терминалы, что сделает комплекс единым. Конечно, проект еще доводится до ума, шлифуется, но в целом теперь все понятно.
Старая история
Попытки реанимации и возрождения аэропорта предпринимались еще в то время, когда в крае была своя авиакомпания – КрасЭйр. После ее исчезновения инвесторы то появлялись, то исчезали. Кусок был лакомым и сулил большие перспективы, но большинству оказался не по зубам. Краевые власти пытались «организовать» федеральное финансирование, но безуспешно. Москва определила, что на выделение бюджетных средств может рассчитывать только тот порт, чья пропускная способность будет не менее 3,5 млн пассажиров к 2014 году. Тогда эта цифра казалась нереальной.
Нынешние планы вполне реальны и осуществимы. Развитие аэропортовой инфраструктуры нужно не только для магистральных дальних перелетов, но и для развития малой авиации. Помнится, нынешний премьер Дмитрий Медведев, бывший еще в роли президента, говорил о необходимости создания авиационных хабов в стране. Проблема – в низкой доступности авиационного сообщения для населения. Судите сами: по России около 28 тысяч поселков, городков, куда можно добраться только самолетом или вертолетом. Туда не ведут дороги, не ходят поезда… Красноярский край в этом смысле самый особенный. Потому что территория – крупнейшая. Крайний Север как отдельный остров. Не зря же северяне называют Большую землю «материком». И с этими людьми тоже нужно поддерживать связь, привозить почту, продукты, топливо.
Именно поэтому большой сильный аэропорт в центре региона – крайняя необходимость, основа разветвленной системы. Конечно, авиасвязь с удаленными территориями поддерживается и сегодня. Но дела могли бы обстоять и лучше. В советские времена край насчитывал более двух сотен аэродромов. Пускай даже в большей части с гравийными ВВП. Край был лидером по развитию региональных перевозок. Для сравнения, сегодня у нас чуть более двух десятков аэропортов. По словам губернатора Виктора Толоконского, решение транспортных задач, а именно авиационного сообщения, для региона – важнейшая тема.
Именно в таком разрезе прозвучит она и на КЭФ-2016. В рамках форума пройдет заседание правительственной комиссии по транспорту, где в том числе будет обсуждаться авиационная проблематика. К каким решениям придет комиссия, мы скоро узнаем. Но, как говорится, лед тронулся. Аэропорт в Красноярске строится, значит, будет и развитие всей системы.