Красноярский международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, берущий начало в конце 90-х годов прошлого столетия, стал настолько популярен в мире, что участвовать в нем пожелали не только народные коллективы, но и звезды классической музыки, джаза, балета.
Джазу в этом году было уделено особое внимание на сценах концертных залов и театров Красноярска. Сразу несколько коллективов – и инструментальных, и танцевальных – демонстрировали свое мастерство в этом виде искусства. В первые же дни праздника культурный посол мира и известный музыкант США Лафрей Ски представила, наконец, нам тот проект, который готовила вместе с красноярскими молодыми музыкантами два года. Ее произведение, написанное по мотивам романа «Мастер и Маргарита», потрясло не только любителей джаза, но и книгочеев. Такой подачи русской классики мы еще не видели и не слышали.
Эстафетную джазовую палочку из рук молодежного биг-бэнда и группы The 13th Amendment? буквально выхватывали соотечественники Лафрей – группа Donad Harrison’s Quantum Leap, австралийские музыканты и японская танцевальная группа Masashi Action Machine, выступившая вместе со «Свободным балетом Валерия Терешкина».
Сотрудничество гостей фестиваля с хозяевами площадок, подготовка совместных номеров – еще одна особенность нынешнего года. Как оказалось, сцена обладает большой объединяющей силой. В совместном творческом порыве разных стран забываются политические разногласия. Именно так – одной большой колонной – прошли страны-участники АТФ в карнавале, посвященном дню рождения Красноярска. Улицы краевого центра стали танцевальной и песенной площадкой. В едином порыве творчества закружились Индия, Индонезия, Китай, Канада, США, Австралия, Япония… Организаторы подсчитали: по сравнению с 2012 годом количество стран, приславших представителей в Красноярск, увеличилось чуть ли не вдвое.
Изюминками праздника стали две великие певицы – Глория Гейнор из США и Суми Чо из Кореи. Глорию сегодня считают легендой мирового диско. Перед ее славой не устоял даже «железный занавес» – песни американки знали и любили в советские времена. Суми Чо не менее выдающаяся певица, но уже оперной сцены. На протяжении многих десятилетий ее имя украшает афиши лучших театров мира. Ее хрустальное сопрано звучало и в Парижской опере, и в Ла Скала, и в Ковент-Гарден. А теперь – и со сцены Большого концертного зала Красноярска. Совершенно разные певицы, никогда не пересекавшиеся на сцене, одинаково были покорены Красноярском и местной публикой. После своего выступления Суми Чо призналась: «Я влюбилась в Красноярск и наполнилась его энергией».
Все эти дни в концертных залах и на улицах звучала музыка – где-то громкая, барабанная, а где-то тихая. Именно под такую тихую музыку предложил услышать голос реки питерский композитор Александр Маноцков. Он оживил в звуках древний миф народа кето – коренного этноса Сибири. Голос реки звучал прямо на Енисее – музыканты и хор расположились на большой барже, которая курсировала мимо импровизированных зрительских рядов на берегу.
Возвращение к прошлому, радость настоящего и взгляд в будущее – все это музыкальный Азиатско-Тихоокеанский фестиваль. Финальный аккорд этого праздника состоялся в четверг, когда на сцену БКЗ вышли все участники фестиваля. Но отголоски этой феерии еще долго будут звучать в закоулках краевого центра, а поселившийся на площади Мира возле Красноярского музейного центра 3D дракон американской художницы Трейси Ли Стам – пугать и радовать проходящую публику. Этот, как будто выныривающий из-под земли, зверь открывает свою зубастую пасть не для того, чтобы поглотить хрупкий мир АТФ, он поет. Пусть и беззвучно.