– В детстве я много болел, а мама, Валентина Петровна Кузнецова, мне пела. Она была очень красивая молодая женщина с карими глазами. Я сидел за столиком, не доставая ногами до пола, а она пела: «Сронила колечко со правой руки…»
Павел Владимирович КУЗНЕЦОВ, с которым я встретилась, чтобы поговорить об ансамбле «Светочъ», на минуту замолкает, как будто еще раз переживает те счастливые мгновения детства, потом с улыбкой продолжает: – И дороже этой песни у меня в жизни не было! Вот что-то тяжело на сердце, вспомню эту песню – и теплеет в груди, как у того маленького мальчишки.
Протест превратился в музыку
Пожалуй, после этого воспоминания многое в феномене «Светоча» становится понятно. Глубинная любовь к народной песне и правильные менеджерские установки руководителей ансамбля – Татьяны и Павла Кузнецовых – помогли коллективу за несколько лет из любительского перерасти в профессиональный и получить высочайшую оценку от Александры Пахмутовой и Николая Добронравова.
Кузнецовы называют музыку, которую исполняет их коллектив, образной, хотя есть множество профессиональных терминов, способных описать это направление: волд-бит, фолк-рок, симфо-рок… Для Павла Владимировича важно, чтобы в сознании слушателей появлялись картины – залитого туманом поля, утреннего покоса, бесконечных просторов нашей страны.
– Музыка должна помочь найти ответ на вопрос: а кто мы-то, славяне? Мы, россияне?
Павел Владимирович рассказывает о том, как родился коллектив. Как он, профессиональный режиссер-постановщик, остро переживал крах Советского Союза, когда разрушилась стройная система поддержки народного творчества.
– Рухнула страна на наших глазах – и с тем, что мы не любили, ушло и то, что было нам дорого. Это древнейшая, умнейшая, добрейшая культура наших отцов и прадедов. Конечно, советское время ограничивало доступ к информации, все унифицировало. Но кончились ограничения – и кончилась сама заинтересованность государства в глубинах русского творчества. Осталась пустота, которую начали занимать бездарности. Я это переживал как боль, а потом – как протест. Причем такой острый, который не мог не превратиться во что-то мощное.
И однажды откуда-то возникло слово «Светочъ».
– Я увидел парней в княжеских одеждах, необыкновенно красивые женские лица, зазвучал монастырский хор внутри… День звучит, два, три – я перестал сопротивляться. Стал записывать все, что приходило в голову. По куплету, по строчке, нашел инструмент, благо у меня образование музыкальное, стал записывать уже в нотах. Все шло – неровное, неодинаковое, но жгучее и сильное.
И уже через несколько месяцев на сцене зазвучали первые четыре песни коллектива. Случилось это в 2001 году. Именно с того времени началась история «Светоча».
Новые знаки
«Светочъ» ждала интересная судьба: изначально проект объединял талантливых музыкантов, дизайнеров, артистов Минусинска, Абакана, Черногорска. Путешествовали по краю и соседним регионам, все время привлекая интересных людей. В Хакасии познакомились с музыкантом, вокальным технологом Виктором Емельяновым.
– Он уникальную систему восстановления голоса превратил в систему подготовки певцов, – объясняет Павел. – Я, профессиональный режиссер, начал изучать вокальное дело, сам пробовал эти упражнения – в 42 года. Признаюсь, было очень некомфортно – сидят рядом молодые ребята, а я раскрываю рот, ищу резонаторы. И знаете, я запел, хоть сам этого не ожидал. Даже предположить не мог, какой у меня голос.
Так Кузнецов научился петь сам и начал готовить своих солистов, которые потом будут брать призы на международных соревнованиях. Говорит, через год привез записи своему учителю – Емельянову, и тот сказал: ребята поют профессионально, да – все получилось.
Потом в коллектив пришел «молодой мальчишка» – 20-летний Игорь Шевченко, композитор и аранжировщик, который во многом определил звучание коллектива – стилистическое русло, как говорит Кузнецов. То, что делает сейчас «Светочъ», нравится не всем фольклористам: они против такой современной подачи материала.
– Говорят: только живые инструменты, и тогда это будет русской музыкой, – эмоционально рассказывает он. – А я не согласен категорически. Сегодня нужно быть экспериментатором, чтобы на другом уровне открывать поэзию русской музыки. В современных инструментах открываются картинки, а значит, современные люди будут погружаться в мир наших прадедов. Они для себя его будут открывать. Мандельштам говорил: наступает эпоха новых поэтических знаков. Мы стараемся такие знаки творить. Сегодня обязательно надо писать фолк. Почему? То, что написано тогда, для того времени написано. Многим песням по 500 лет – а сегодня мы что, истощились? В нас нет того магизма, открытия прекрасного?
«Везде лезьте!»
Вот эта скрытая магия, как кажется, и манит в коллектив молодежь. Она ощущает настоящее искусство и буквально с первых репетиций просит петь народное и репертуар «Светоча». Даже если изначально хотелось петь попсу. В коллектив, кстати, приходят студенты и вчерашние выпускники – самому «старому» участнику еще не исполнилось 30. О каждом своем солисте Павел Владимирович говорит с особой нежностью – вспоминает, каким пришел человек в ансамбль и что за перемены его ожидали. По словам Кузнецова, молодежь просто преображается – в ней совершенно неожиданно просыпается страсть к родной истории и внутренняя красота, которую просто так не открыть.
– Все начинается с ноля. Люди меняют мировоззрение, отношение к себе, находят в себе глубину. Когда начинают петь мелко, унылыми голосами, я им знаете что говорю? Ребят, чем вы поете? Ответственностью и трудом. А спойте душой, красотой, женственностью, бесконечной глубиной, которая там, в глазах, плещется, как океан. Спойте этим.
И они поют, да так, что аудитория слушает затаив дыхание. Зрителям – от 7 до 70.
Однажды, вспоминает Павел Владимирович, после концерта в Зеленогорске к ним подошла старушка:
– Лезьте! – говорит она так решительно.
Мы в недоумении:
– Куда лезть-то?
– Везде лезьте, везде! В Москву лезьте и выше. Говорите, кто такие есть, всем говорите!
После таких отзывов, признается он, и появляется желание творить дальше, рассказывать о том, какие мы есть.
Сейчас в коллективе более 20 человек. Они не только поют, но и участвуют в хореографических номерах. Режиссерский опыт не пропадает – Кузнецовым удается делать из каждого выступления настоящее шоу. Неважно, будет ли это полноценный концерт или один-два номера. И, говорит Павел Владимирович, ребята принципиально отказываются от «плюса» – поют даже в мороз вживую. Чувствуют ответственность за то, что несут людям, и не готовы снижать планку.
Единственное, о чем мечтают в коллективе, – о масштабных гастролях, чтобы показать наше сибирское прочтение фолка по всей России, в Европе. Тем более что песни «Светоча» уже давно разлетелись по просторам нашей родины.
– Коллективы берут наш стиль, наши аранжировки, ставят танцы на наши песни. В Воронежской области поставили танец на «Ветер и огонь» – мы его случайно в Интернете нашли, – делится руководитель. – Значит, наша мысль и темперамент кому-то полезны. И мы очень рады этому.
Достижения ансамбля «Светочъ»
- Дипломант I Международного фестиваля этнических культур «Саянское кольцо»
- Лауреат X Международного фестиваля «Роза ветров» (Москва, 2004)
- Лауреат медиапроекта Андрея Макаревича и «Радио Шансон» «День открытых дверей» (Москва, 2007)
- Участники отчетного концерта 2007 года Государственного академического ансамбля танца Сибири им. М. Годенко
- Вошли в Золотую книгу Красноярского края