Продолжается Великий пост – время, которое может стать не только способом соблюсти особую диету, но и понять что-то очень важное о себе и о жизни. Время, когда стоит задать себе самые главные вопросы. Что такое любовь? Как общаться со своими близкими? Как сохранить свою душу несмотря на то, что происходит вокруг? Возможно ли оставаться христианином и быть при этом современным человеком? Об этом рассуждает священник, блогер, автор лекций о любви, браке и одиночестве Петр БОЕВ.
Пост – не просто диета
– В чем вы видите смысл поста для современного человека?
– К сожалению, люди часто подменяют понятия «пост» и «диета». Многие верующие ставят ограничения в еде на первое место. При этом упускают нечто более значимое. Я думаю, намного важнее межличностные отношения, где необходимо стремиться к прощению и принятию. Жизнь бурлит, мы вращаемся в обществе, но при этом упорно продолжаем не замечать людей, с которыми общаемся каждый день. Ставим перед собой какие-то цели, добиваемся их – и это хорошо. Однако при этом многие ведут себя так, будто все окружающие им что-то должны.
Тяжело действовать, работать над собой. Поэтому во время поста и выбирают самый простой путь, воздерживаясь от определенной пищи. Таким образом, получается не-действие. В то время как христианство – это деяние.
– И в чем оно, по-вашему, заключается?
– Откройте Евангелие, и вы увидите, что вся жизнь Христа – это особое состояние собранности, тот же пост. При этом вопросу, какую пищу вкушать, а в какой ограничиться, уделяется не так много внимания. Необходимо сосредоточиться и увидеть в своей жизни главное. Иначе, прожив 60 лет, можно обернуться и понять: итог этих лет – то, что ты что-то не съел.
Я встречаю людей, и их немало, которые находятся в этом особенном состоянии собранности. Но ради денег, карьеры. Таким образом, их жизненные цели смещаются. И это разрушает человека.
Во время поста ложность устремлений проявляется особенно явно. Постятся ради того, чтобы похудеть, привести себя в порядок… Забывая при этом, что вся эта аскеза должна быть посвящена Христу. Скоро пост закончится, подойдет время собирания плодов духовных. Однако вместо того, чтобы проанализировать работу над собой, на Пасху вновь накроют стол – только другой. И опять не найдется времени, чтобы задать себе самые главные вопросы. Так происходит год за годом, ничего не меняется. И не изменится до тех пор, пока не придет понимание, в чем заключаются основные препятствия к подлинной жизни.
– И каковы же они?
– Сам человек, его закрытость, нежелание думать о ком-то, почитание себя за центр Вселенной, неприятие, непрощение. Необходимо не просто заметить ближнего, но и возлюбить его. В пост важнее порой выслушать человека, чем не съесть мяса или рыбы.
– Как это можно изменить?
– Первое, нужно понять, где именно ты развиваешься неверно. У многих работа отнимает столько энергии, что вечером, как говорила мама Дяди Федора из «Простоквашино», нет сил даже телевизор смотреть. Разве это нормально, когда не живешь, а тянешь лямку, когда нет возможности заниматься чем-то иным, кроме постылой работы.
– Получается, у нас нет сил на то, чтобы проживать собственную жизнь. Почему так происходит?
– Христианский императив в этом и заключен, чтобы не мириться с ситуацией – будь это работа, отношения или что-то иное, – которые унижают тебя, отнимают все силы и не дают ничего взамен. Ходишь туда, где выпивают все жизненные соки? Значит, нужно менять обстоятельства. Постарайтесь понять того, кто находится рядом. Посмотрите на него и скажите внутри своего сердца: «Я тебя вижу».
«Левиафан» – достоверная антиутопия
– Вы не только священник, но и блогер. Для чего вам нужна эта деятельность?
– У меня нет цели завоевать популярность или повысить авторитет церкви. Просто по-человечески хочу поделиться своими мыслями, которые не могу удержать в себе. Для меня блог – способ разобраться в очень острых проблемах, например, понять, почему дети не любят своих родителей? Что такое свобода? В чем заключается путь верующего человека? Из размышлений на подобные темы и строится духовность.
– Вы много писали о фильме «Левиафан» Звягинцева. Споры об этом фильме буквально разделили российское общество на два враждебных лагеря. Для вас «Левиафан» – это правдивый образ России или злое зеркало?
– Как священник я полагаю: церковь должна всегда быть в состоянии самоанализа. Идет ли она путем Христа? Делает ли то, что хочет Господь? В истории так было, и не раз, когда духовные лица оправдывали рабство, колонизацию. Фильм показывает, что подобная опасность существует и сейчас.
Мне понравилось, как перекликаются образы двух храмов – нового и разрушенного. Нельзя ни в коем случае оставлять преступления прошлого без переосмысления и покаяния. Если в истории есть страницы, когда разрушали храм, нужно вернуться и возродить его из руин. Но не возводить новый до тех пор, пока не восстановлено старое. Это все равно что прийти к стоматологу и запломбировать зуб, не вычищая из него гнили.
– И каким образом эти, как вы их называете, гнойники в прошлом нашей страны возможно переосмыслить?
– Только при помощи просвещения. В том числе благодаря таким непростым фильмам, как «Левиафан». Та волна гнева и ненависти, которая поднялась после его выхода на экран, демонстрирует одну из вечных проблем нашего общества. Нет полутонов, только черное и белое. Нет собеседников, только враги или друзья.
Хотя мне даже чем-то понравилась эта ситуация. Во всяком случае, многие обратили внимание на то, как живет наша страна, начали обсуждать ее проблемы. Звягинцев показал антиутопию, но очень достоверную. Для меня страшно то, что в «Левиафане» нет ни одного героя. Большой вопрос, кто же первым одумается. Как правило, к осознанности первым приходит тот, кто больше всех сделал зла. Хуже ведет себя тот, кто одарен, но кто идет не тем путем. Многие праведники – это раскаявшиеся грешники. Возможно, именно таким будет путь таких людей, каким мы видим одного из главных злодеев фильма – мэра городка.
– К сожалению, в нашем обществе за последние год-полтора таких конфликтных тем, которые способны превратить даже самых близких людей во врагов, немало. Крым, Украина, санкции, кризис… А у вас есть ощущение, что градус ненависти зашкаливает?
– Корни этого – в гражданской войне в начале прошлого века. Кто виноват в ней: белые или красные? На этот вопрос до сих пор нет достоверного ответа. На самом деле за кровь, несчастья и смерти сотен тысяч людей отвечают обе стороны, потому что они развязали войну. А ведь у каждого из нас есть предки, которые воевали за белых или за красных. Так вот, до тех пор, пока эта вина не будет осмыслена, пока так или иначе не начнется процесс покаяния, ничего в нашей стране не изменится.
– Как жить в состоянии этой враждебности, которая ощущается сейчас очень сильно? Как этому можно противостоять – уйти во «Внутреннюю Монголию» или выбрать какой-то другой способ?
– Невозможно изменить общество решением сверху. Все просто: если хочешь изменить мир, начни с себя. Для начала наведи порядок у себя в семье. Если ты в ссоре с родителями или другими родственниками – разберись в причинах конфликта. Задай сам себе вопрос: «В каком состоянии находится моя работа, отношения, мое сердце, мои мысли?» Только когда мы сами начнем действовать, пойдет волна изменений.
– Среди ваших прихожан много молодых людей – как вы с ними общаетесь?
– Совершенно обычно, на современном языке и на самые острые темы. Молодежь прекрасна, она порой во многом лучше, чем зрелые люди, не в обиду им будь сказано. Представители старшего поколения, как правило, травмированы – жизнью, обстоятельствами, историей. Сейчас новое время, и требовать от молодых людей пройти через страдания и испытания, которые выпали на долю их отцов и дедов, нет смысла. Я вижу призвание молодежи в том, чтобы выстроить свою жизнь и помочь старшему поколению.
– Показать старшему поколению, что можно просто радоваться жизни?
– В конце концов, да. Но с понятием «радость» я всегда соотношу труд на благо других людей. Невозможно радоваться в одиночестве. Если ты не можешь с кем-то поделиться, твое счастье приобретает вкус тлена и пыли. Молодые люди очень активны, и главное сейчас – дать им понять, что они нужны.
Регулярные встречи, открытость в общении, обучение вызывают желание просвещаться. Многие, кстати, начинают получать дополнительное богословское образование. И вовсе не из желания стать священником – из жажды знаний, из потребности повысить свой уровень образования.
Семья – для радости и вдохновения
– Вы читаете лекции о любви, о браке. Вы сами женаты, есть дети. В чем для вас значение семьи, отношений? Что такое любовь?
– Для меня это свобода. Вспомните, как сказано: «и пусть между вами гуляет небесный ветер». Проблема многих современных людей в замкнутости. Два человека находят друг друга и сосредотачиваются друг на друге. И не могут отпустить друг друга, вдохновить. Получается какой-то эгоизм на двоих.
– Сейчас многие браки заканчиваются разводом. Как вы считаете, можно ли как-то избежать этого? Например, посмотреть на человека и понять – «он мне не подходит»?
– Если человек оценивает партнера, формулируя «он МНЕ не подходит», скорее всего, он не готов к брачным отношениям. Большинство людей – и это диагноз – не готовы к браку вообще, потому что самая большая ценность для них – они сами. Впрочем, даже если мы перевернем фразу и скажем «Я этому человеку не подхожу» – это будет признаком ненормального сокрушения самого себя во имя другого.
Даже если современная семья и складывается, чаще всего она превращается в постоянное соперничество за лидерство, которое переходит от одного партнера к другому. Я очень редко видел в браках подлинную любовь, вдохновение, свободу. Когда приходишь в гости – и уходишь окрыленный. Это ощущение ни с чем не перепутаешь, и оно никак не связано с едой, питьем или развлечениями.
– Появление детей для кого-то все усложняет, а у кого-то – напротив, переводит отношения на новый уровень. Ребенок разрушает брак или скрепляет его?
– Если с появлением ребенка отношения разрушаются – это произошло бы в любом случае. Дети запускают процесс осознания, есть ли любовь в доме. Рождение малыша – момент, когда человек должен проявить высшую степень жертвенности. Это касается и мужа, и жены. Есть пары, которые вовсе не собираются заводить детей, живут «для себя». От рождения малыша ждут только сложностей в быту, уменьшения личной свободы, проблем с деньгами – и такие опасения тоже своего рода лакмусовая бумажка личности человека. На самом деле ребенку не так уж много и нужно. У моих детей есть игрушки, они любят смотреть мультфильмы. Но больше всего они радуются и ждут общения с мамой и папой.
Я как верующий человек полагаю: для ребенка Господь даст все, что нужно. Да и сами люди, даже эгоисты из эгоистов, так устроены, что для своих детей все найдут и все добудут. Вспоминаю, как в детстве носил пальто своего брата. Оно было на три размера больше, чем нужно, но радовался и этому. Мне начали покупать одежду, когда я перешел учиться в восьмой класс… На самом деле это все неважно. В ребенке нужно воспитать понимание, что прежде всего ценна его личность, его уникальность. И тогда никто и никогда не сможет его обидеть, какую бы одежду он ни носил.
– Многие сейчас отказываются от официальной регистрации брака, кто-то по инерции, кто-то – по принципиальным соображениям («штамп все испортит»). Как вы относитесь к гражданскому браку? В чем его опасность для союза мужчины и женщины?
– Есть некие символы, и они всем понятны. Если собеседник смотрит на часы – он дает понять, что торопится. Если ваш партнер не заключает брак – он не уверен в том, что хочет остаться с вами навсегда. Не готов нести за вас ответственность. Поэтому так много пар, где есть секс, но нет принятия и понимания. Такие отношения ничем не заканчиваются – ведь без надежного фундамента невозможно построить здание. Если изначально нет ответственности, нет смысла что-то начинать. Хотя, конечно, предложение о браке должно прозвучать в нужный момент. Если мужчина говорит «выходи за меня» через месяц после знакомства – это какое-то шаромыжничество. Люди замкнуты и недоверчивы. Обычно, чтобы человек раскрылся, необходимо минимум три месяца. На мой взгляд, заводить разговор о женитьбе разумно, когда вы узнали друг друга получше – например, через год.
– Идеальных мужчин и женщин не бывает. Но счастливые семьи пусть редко, но встречаются. Что необходимо для счастья в браке?
– Главное – ответственность, а она невозможна без открытости. В начале отношений между мужчиной и женщиной появляется влюбленность. Сейчас она в большинстве случаев носит сексуальный характер, при этом нет желания проникнуть в мысли человека, его устремления, понять, что происходит в душе. А для этого необходимо взять на себя ответственность. Поэтому так часто любые сложности, с которыми сталкивается пара, становятся непреодолимым препятствием для отношений. Но ведь любовь «вырастает» из влюбленности только в тот момент, когда два человека вместе преодолевают препятствия. Без этого любовь умирает, так и не родившись. Любовь – это не только эмоция, но и деяние. Если ты любишь человека – делай для него что-то, заботься о нем.
И, конечно, любовь – это вера. Ты знакомишься с человеком, строишь с ним отношения, но для того, чтобы узнать его, требуется время. Чтобы быть уверенным в том, кого ты пока не знаешь, но кому уже доверяешь все самое сокровенное, приходится преодолевать сомнения. В этом отношении любовь – беспредельная открытость.
Досье
Петр БОЕВ
Родился в 1986 году в Канске в семье верующих родителей.
В 2003 году окончил общеобразовательную школу.
С 2003 по 2008 год обучался в Тобольской православной духовной семинарии.
В 2006 году поступил на филологический факультет Тобольской социально-педагогической академии (заочно).
С 2013 года обучается в магистратуре Санкт-Петербургской православной духовной академии.
С 2008 года – священник Покровского кафедрального собора Красноярска.
С 2010 года проводит лекции и семинары на площадке ВДЦ MixMax.
В 2011 году организовывает содружество православных людей, желающих живого личностного общения.
В 2012 году главным служением братства становится духовное научение и просвещение.
Блогер, видящий в интернет-миссии одно из своих служений ближнему.
Женат, воспитывает троих детей.
Из блога Петра Боева
***
Общаясь с человеком, мы часто его уничтожаем, только не аморально, а элегантно. Если человек не приемлет нашей позиции, он оказывается вне нашего круга общения. Так мы лишаем себя открытий и совершенства, когда прощаемся с теми, кто на нас не похож. Так и с Богом – те, кто требует доказательств Его существования, обличают свое неверие. Бога нельзя доказать. Он неуловим.
***
В единое мгновение не бывает двух самых главных вещей Твоей жизни.
Когда твое главное не дает сил жить и творить, надо перестать держаться за него.
Настоящее главное может родиться и прийти только в акте отречения от неглавного.
***
Свобода рождается между личностями. А для этого необходимо сузить свое общение до конкретных людей и стать им верным. Свобода не может родиться там, где не будет постоянства и ответственности. Вернуться всегда хочется к тому, кто не манипулирует и не управляет, а дает дыхание жизни. Свобода рождается из усилий, которые приходится приложить для работы над собой. И поэтому настоящая свобода там, где Христос.
***
Для выражения сущности христианства слово «путь» наиболее подходящее. Даже если задолго до тебя по нему прошли поколения людей, тебе предстоит свой личный подвиг. Даже если дорога уже видна и кое-что понятно, многое придется совершить. И жестоко ошибаются те, кто считает, что дорога других – это моя личная гарантия и неприкосновенность. Именно такой человек неблагонадежен для Царствия Небесного, ведь он оборачивается на путь другого и всегда сокрушается, что ему тяжелее, чем прочим.