– Воды с собой взяли? – спрашивал меня перед отлетом в Туру мой спутник. – В Эвенкии питьевой воды нет. А та, которую добывают, соленая.
Проблема питьевой воды в эвенкийских поселках – тема давняя. Ее не раз пытались решить на различных уровнях. Но все возвращается на круги своя. Впрочем, как считают в администрации муниципального района, перед жителями Туры не стоит дилемма, пить или не пить, у них есть выбор – какой источник использовать.
У реки и без воды
Побывавший в Эвенкии в конце 2014 года губернатор Красноярского края Виктор Толоконский был неприятно удивлен отсутствием в Туре системы снабжения питьевой водой. Тогда он дал несколько поручений – не только наладить обеспечение населения этим жизненно важным продуктом (пробурить скважины или сделать водозабор), но и организовать очистку, добиться необходимого качества местной воды.
Проблема отсутствия централизованного водоснабжения питьевой водой в Эвенкии существовала, наверное, всегда. Решить ее пытался еще Борис Золотарев в свою бытность губернатором Эвенкийского автономного округа. Тогда пробурили несколько скважин в поисках чистой воды и поняли, что попытки решить проблему таким образом тщетны. Эвенкия – территория субполярная, чуть копни вглубь – вечная мерзлота, в которой спрятаны линзы соленой воды. Эта соль пробивалась в скважины, «всплывала» в руслах рек Кочечум и Нижняя Тунгуска (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения Туры).
– Летом, когда идет большой поток, соленая вода смывается, – рассказывает заместитель главы администрации, руководитель департамента инженерного обеспечения Эвенкийского муниципального района Виталий Маркунов. – А зимой идет подпитка из подземных источников. В том числе и из соленых линз.
Сразу скажу: недостатка питьевой воды в Туре я на себе не ощутила – местные жители щедро угощали чаем. Правда, откуда берется эта водичка, узнала я немного позже.
Такая система
Особенность быта жителей Эвенкии – огромные бочки на входе в любое помещение, будь то квартира или учреждение. Это емкости с питьевой водой. В Туре водозаборы происходят на тех самых реках Кочечум и Нижняя Тунгуска, которые и снабжают население водичкой. Техническая (летом холодная, а зимой горячая) идет по трубопроводам централизованного теплоснабжения. Питьевую развозят по поселку автоцистернами.
Станция «Водозабор» была построена по целевой программе в 2005 году. С тех пор дооснащалась, дооборудовалась. В 2013 году на ней появились установки ультрафиолетового обеззараживания и озонирования.
– Летом насос стоит на понтоне, зимой мы опускаем его под воду, – рассказывает инженер-энергетик муниципального предприятия «Илимпийские теплосети» Константин Масленников. – По трубопроводу вода подается на фильтры грубой очистки, здесь происходит удаление песка и грязи. Далее вода по трубопроводу поступает в тысячекубовую накопительную емкость. Потом – по одному трубопроводу идет на котельные для подпитки теплосети, а по другому – на очистку ультрафиолетом и на озонирование. А из напорной колонны воду разбирают машины закачки.
Заказ питьевой воды идет по телефону – через аварийно-диспетчерскую службу «Илимпийских теплосетей». За день в поселок уходит 10–13 машин по шесть кубов каждая. Но этого мало, считают работники водозабора. Сказывается время года. Зимой жители Туры предпочитают пить другую воду, как здесь говорят, «не из системы», талую из Нижней Тунгуски.
Выбор в пользу льда
На улицах Туры около каждого дома выстроены в ряд кубики льда. У кого в бочки перед подъездом навалены, у кого под окном морозятся. Местные жители предпочитают пить «живую» воду – из этих самых кубиков. Как кончится вода в чайнике, в дом несут очередную порцию ледяных заготовок – тают, кипятят. Одного кубика, говорят, на два чайника хватает. Покупают же замороженную воду впрок – чтобы надолго хватило. Некоторые умудряются за зиму на все лето льда накопить.
– У меня муж – молодец. За зиму столько льда готовит, что нам до осени талой воды хватает, – хвалится одна из работниц местной администрации.
На добычу льда в Туре работает целый отряд предпринимателей. Столбы и стены магазинов сплошь оклеены объявлениями: «Продам лед». Один кусок идет по 30–35 рублей. Люди покупают их десятками, так что приработок добытчикам льда неплохой. Тем более что реки Кочечум и Нижняя Тунгуска рядом. Вышел за околицу – и вот оно, сырье, пили сколько хочешь. И соли в талой воде нет: она изо льда вымораживается. Местные жители считают такую водичку более вкусной и «живой», чем та, что проходит очистку на водозаборе и доставляется в автоцистернах.
– Мы и сами лед берем, – признаются работники водозабора и очистных. – В нем больше бактерий полезных.
А Виталий Маркунов замечает: привычка пить талую воду у него в крови – вырос на ней, так зачем же отказываться от обычая. Правда, летом жители поселка переходят на бочковую. Но некоторые ездят на источник, который течет на въезде в Туру.
– У людей нет проблем с питьевой водой, – считает замглавы администрации, руководитель департамента инженерного обеспечения. – Есть выбор – какую воду пить.
Водопровод не для всех
От идеи создать в Туре сеть централизованного снабжения питьевой водой в администрации муниципального района не отказываются. Как следует из отчетов, сегодня в поселке центральным водоснабжением охвачено пять процентов населения. Один из районов Туры – Таежный – имеет водопровод, здесь в дома поступает и горячая, и холодная вода. Также оборудованы такой системой местный туберкулезный диспансер и коррекционная школа. Эти объекты довольно новые, их холодное водоснабжение закладывалось при проектировании. И при строительстве водоводы были проложены вдоль наземной теплотрассы. По такому же принципу можно было организовать водоснабжение всего поселка. Но, как говорит Виталий Маркунов, денег на эти роскошества нет ни в муниципальном районе, ни в крае.
– Технически возможно всех обеспечить водой, – поясняет Виталий Степанович. – Но требуются большие капитальные затраты. У нас разработаны схемы водоснабжения, водоотведения трех поселений – Байкит, Тура и Ванавара, где рассматриваются эти вопросы, прописаны пути решения проблемы. С учетом этих схем происходило принятие краевых программ.
Пожелания эвенкийцев заложены и в инвестиционную программу муниципального предприятия «Илимпийские теплосети». Есть здесь строительство централизованного трубопровода холодного водоснабжения и новых водозаборов, устройство станции очистки и прочее. Но когда планы претворятся в жизнь – большой вопрос.
Пока в Туре поговаривают о возможной реконструкции уже существующего водозабора. Практика показала, что установок очистки и обеззараживания недостаточно для доведения местной воды до необходимых показателей качества. Водичка здесь железистая, на свету желтеет.
По данным Роспотребнадзора Красноярского края, в 2013 году самый высокий уровень заболеваемости аскаридозом регистрировался в Эвенкии. Здесь показатель превысил среднекраевой в 50 раз. Для предупреждения этого паразитарного заболевания специалисты рекомендуют использовать для питья водопроводную воду гарантированного качества