Писатель Нечитайло и его друзья Как профессия уступает место самодеятельности

Писатель Нечитайло и его друзья Как профессия уступает место самодеятельности

Просматривая в газетах поток препирательств по поводу высказывания певца Ю. Лозы о Гагарине (который в космосе ничего не делал – только лежал, и потому слава его дутая), я думаю вовсе не о предмете спора.

Я пытаюсь вспомнить, какие песни сочинил и спел этот автор-исполнитель, кроме знаменитого «Плота», написанного лет тридцать назад. Кое-что помню. «Девочка сегодня в баре, девочке шестнадцать лет, рядом худосочный парень, на двоих один билет…» Еще была хорошая штучка: «Ах, какие ножки, до чего хороши, ты не бойся, крошка, телефон запиши…» Вообще, репертуар певца отличался высокоморальной направленностью, Лоза бичевал отдельные пороки советской действительности: «Жизнь повернулась спино-ой… к пивной!

Его песни я слушал с удовольствием, когда учился на первом-втором курсах института, то есть опять же почти три десятка лет назад. На этой временной отметке мои знания о творчестве музыканта обрываются. Кроме все того же «Плота», за эти годы я ничего нового не слышал, впечатление, что Ю. Лоза покинул профессию. В высокой артистической среде такое бывает. Но его имя постоянно на слуху как автора регулярных и довольно популярных пощечин общественному вкусу. То есть песен нет, а известность та же, что и в конце 80-х. О музыке напоминает лишь подпись к колонкам: «Ю. Лоза, певец».

Аналогичный персонаж был в книге Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» – писатель Нечитайло, который ничего не написал, поскольку столяр долго делал ему письменный стол со стулом, не было подходящей чернильницы и каких-то еще нужных для ремесла вещей. Но все коротышки знали Нечитайло именно как писателя, причем знаменитого.

Теперь же медийное пространство – всепроникающее и отзывчивое – дает возможность быть известными музыкантам без музыки, писателям без книжек, балеринам без балета… Волочкова в разных видах лезет из всех щелей Интернета, а как она танцует (т. е. работает по профессии), я видел только раз, да и то в старой записи. Хотя вполне допускаю, что ошибаюсь, может, и делает что-то профессионально полезное, о чем широкой публике не сообщают – все больше наряды, скандалы, ню…

Еще не так давно были времена, когда деятели искусства высказывали свое отношение к жизни почти исключительно посредством того же искусства. Это считалось не то чтобы нормальным, а единственно возможным. Да, в газете могли опубликовать интервью, но это был лишь гарнир к основному блюду. Большинство знаменитостей обходилось без «гарнира». Помню, в раннем детстве увидел по телевизору говорящего Эдуарда Хиля – и обомлел: я был уверен, что Хиль, как Кобзон и прочие из той же плеяды, говорить не умеет – только поет. Сейчас я прекрасно знаю, как говорит Лоза, а как поет – не помню.

Что же касается его «пощечин», то делаются они по такой технологии, которой постеснялся бы любой уважающий себя журналист – если считать, что музыкант насовсем ушел в журналистику… Тут ни новостей, ни аналитики нет – а есть некое «мнение», которое заключается в примитивной перемене плюса на минус и наоборот. Все считают, что «Битлз» – классика: значит, пишем, что – фуфло. Все знают Х как всемирного негодяя – следовательно, изображаем его хорошим… Это не обязательно про Лозу – это, повторяю, технология такая, применимая ко всем вещам и явлениям на свете. И ладно бы кто-то, как проф. Преображенский, посоветовал бы автору бросить эту любительскую нудятину и заняться «чисткой сараев, своим прямым делом», – так ведь не говорят. Наоборот – море контрмнений, пресс-конференции… «Валентину Терешкову расстроили слова Лозы о Гагарине», «Дмитрий Маликов вызывает Лозу на дуэль» и пр.

Глядя на все это, создается впечатление, что из всех вариантов человеческой психики на первое место вышла психика подростка, причем гаденького – ни профессии, ни ответственности, а заботы сводятся к тому, чтобы соседу кнопку под задницу подложить, на заборе написать вариацию из нескольких известных слов, притаиться и ждать «че будет».

А поскольку теперь это «тренд», то дурь от факта почти неотличима: на днях вот с нашей газетой случилось нечто похожее – состряпали страницу сайта «под «НКК» с заголовком «На красноярских улицах появились первые пальмы и туи», заменив в последнем слове «т» на «х», и забросили в «Фейсбук» и «ВКонтакте». Комментаторы понимают, что это фейк (подделка), но радостно пересылают друг другу картинку. А кто-то звонит в редакцию – вы правда, что ли, такое напечатали? И это уже не детство, а, если хотите, игра смыслов, нечто новое в профессии.

Носители этой подростковой психики – вполне взрослые люди, семейные, работающие. В их числе состоятельные, с московской пропиской, многие знают иностранные языки, в курсе последних достижений кино, театра и литературы, разбираются в высокой моде и кухне… Этих не своротишь, они так очарованы собственной значимостью, что любое свое слово считают культурным достоянием – настолько ценным, что о профессии даже думать не надо, и, соответственно, на черта Лозе баян…

Хотя за Гагарина, конечно, стоило бы дать по лицу. И хорошо бы – до публикации.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что