Письма Карлсону

Почему у детей появляются воображаемые друзья?

Письма Карлсону Почему у детей появляются воображаемые друзья?

Ребенок может быть невероятно одинок, даже если живет в окружении большой семьи и каждый день общается со сверстниками. Когда с родителями нет теплой душевной связи, когда среди приятелей нет ни одного, с кем можно поделиться сокровенным, дети могут выдумать воображаемых друзей. Причиной появления могут стать и серьезные жизненные изменения, такие как, например, переезд в другой город или развод родителей.

Опасно ли для психики ребенка общение с выдуманными друзьями?

Жизнь в двух мирах

Наличие у детей от 3 до 7 лет приятелей-невидимок – достаточно распространенное явление. В это время малыш начинает активно осваивать ролевые игры, у него формируется абстрактное мышление, и присутствие невидимого друга считается нормой психического развития. Ребенок может создать целую воображаемую страну. Она становится для него местом, где можно отрепетировать модели поведения в различных жизненных ситуациях.

Психолог Юлия Гиппенрейтер пишет об этом в книге «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»:

«Внутренняя жизнь ребенка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети – в основном дошкольники и младшие школьники – живут в двух мирах… Почему дети играют «все дни напролет» и создают свой воображаемый мир? Для чего им это нужно? Дело в том, что через фантазию и игру ребенок осваивает мир взрослых, со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений».

Одна красноярская актриса в детстве писала письма Карлсону о том, что всегда ждет его у открытого окна. Карлсон так и не прилетел. А девочка выросла, стала актрисой, и теперь сама перевоплощается в героев необыкновенных историй.

Другая девочка – Светлана – жила в маленьком городке под Красноярском. В детстве она часто бродила по парку рядом с домом: там для нее вырос настоящий воображаемый город с огромным количеством выдуманных героев, захватывающими приключениями и погонями. Наверное, друзей в параллельном мире было так много, потому что в реальности их не было вовсе. Для многих своих сверстников девочка была просто занудным «ботаником» в очках. Воображаемый город исчез вскоре после того, как девушка поступила на учебу в школу-интернат для одаренных детей. Там она перестала быть белой вороной, появилось множество приятелей, с которыми Света могла разговаривать обо всем на свете, не боясь показаться «ботаником». Сейчас у нее большая дружная семья и много друзей. Реальных.

Больше внимания и любви

Ребенок может чувствовать космическое одиночество, даже если он живет в большой семье.

Вот еще одна история. Две сестры-близняшки росли в окружении многочисленных братьев и сестер. Но в первом классе у них появилась невидимая собака, с которой они бесконечно «гуляли», «играли». Она «жила» рядом с девочками до тех пор, пока не сложились хорошие отношения с одноклассниками, и окончательно исчезла после того, как сестрам подарили настоящую, не воображаемую, собаку. Когда близняшки выросли, первое, что одна из них сделала, получив хорошую работу, – завела собаку.

Конечно, некоторым детям свойственно фантазировать. Пожалуй, в этом нет ничего страшного, скорее наоборот – собственная вселенная делает жизнь ребенка более интересной. Главное, чтобы невидимые друзья не начали присутствовать в реальной жизни больше, чем живые люди. Если это происходит, имеет смысл проконсультироваться с психологом.

Часто причиной появления воображаемого друга становится стресс из-за напряженных отношений внутри семьи. Иногда ребенок чувствует, что есть разлад, хотя взрослые скрывают это. Тогда малыш делится своей тревогой и растерянностью с невидимым приятелем. Впрочем, причина может быть и другой: переезд, переход из сада в школу, потеря близкого человека, подростковый возраст с его естественными кризисами и многие другие ситуации, в которых ребенку необходима поддержка и сочувствие.

В первом классе у моей дочки появился воображаемый друг. Это зверушка, которая вместе с дочкой гуляет, завтракает и укладывается спать. Дочка сочиняет про нее стишки и истории. Приятель-невидимка пришел в нашу жизнь, когда дочка перешла из детского сада, где у нее было несколько близких подруг, в первый класс. Я жду, пока она подружится с ребятами из школы, стараюсь чаще выбираться с ней туда, где много детей. И, конечно, не собираюсь запрещать разговоры о приятеле-невидимке. Ведь для нее общение с ним – способ разобраться в непростой ситуации.

Появление воображаемого друга для родителей часто служит сигналом, что ребенку требуется больше внимания и любви. Однако он же может помочь сохранить или установить контакт с малышом. Расспросите, что думает вымышленный приятель о событиях, которые происходят в жизни ребенка. Возможно, после этого воображаемый друг больше и не понадобится.

Еще один способ справиться с ситуацией – попробовать направить фантазию ребенка в иное русло. Расскажите о том, что Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, Фродо Беггинс и Гарри Поттер – все они населяют творческий мир писателей. Предложите малышу записывать истории про его приятеля-невидимку или делайте это вместе с ним. Как знать, возможно, из него и вырастет новый Андерсен или Астрид Линдгрен.

Мнение эксперта

Вероника МУРНИКОВА

психолог

– Сейчас, когда дети едва ли не с пеленок свободно управляют планшетами, смартфонами и многие увлечены «друзьями» из обучающих игр, родители могут не заметить появление воображаемого приятеля. Но уж когда такой факт обнаружен, многие взрослые теряются. Они не могут понять: здоровое ли это явление, с чем оно связано и необходима ли консультация психиатра.

Прежде всего стоит обратить внимание на отношения ребенка с воображаемым другом. Какие они? Приятель поддерживает малыша, разделяет его интересы и увлечения? Или больше склонен критиковать, поучать и обвинять? Если второй вариант – присмотритесь к вашим отношения с ребенком. Если вы за собой не замечаете такого обращения с сыном или дочерью, подумайте: с кем он выстраивает такие отношения?

Ребенок через игру и разговор с невидимым существом может транслировать не только радость и интерес к миру. Возможно, он хочет таким образом выразить боль, злость и разочарование, причем кем-то абсолютно конкретным, часто значимым взрослым, которому ребенок не может выразить чувства напрямую, боясь быть отвергнутым. Тогда на помощь приходит воображаемый друг и становится либо проекцией того, кто обижает, либо проекцией ребенка, которого обижают.

Если возникший воображаемый друг все же настораживает родителей, то стоит обратиться за помощью к психологу, который будет некоторое время наблюдать ребенка. Психолог поможет ребенку найти способы безопасно и полно проявлять фантазию, вместе найти актуальную сферу приложения способностей и талантов. Возможно, у ребенка есть потребность в развитии навыков коммуникации, умении знакомиться, в проживании ситуаций, когда с ним не хотят дружить.

Зачастую ребенок определяет себя как хороший или плохой, молодец или бездарь через внешнюю оценку взрослых. В садах и школах активно используется система поощрения и порицания. Однако стоит обращаться не только к рассуждениям и результатам действий ребенка, а еще к чувствам и ощущениям, которые он проживает. Спросите не как он написал контрольную, а как он прожил время на этой контрольной? Был ли он доволен? Что чувствовал? Волновался или был спокоен?

Постепенно развивая умение воспринимать и выражать чувства, находить творческие способы удовлетворения своих потребностей, ребенок расширит круг интересов и неизбежно найдет реальных друзей. 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности