Меню Поиск
USD: 72.56 +0.12
EUR: 85.46+0.09
№ 87 / 775

Письма Карлсону

Почему у детей появляются воображаемые друзья?


Ребенок может быть невероятно одинок, даже если живет в окружении большой семьи и каждый день общается со сверстниками. Когда с родителями нет теплой душевной связи, когда среди приятелей нет ни одного, с кем можно поделиться сокровенным, дети могут выдумать воображаемых друзей. Причиной появления могут стать и серьезные жизненные изменения, такие как, например, переезд в другой город или развод родителей.

Опасно ли для психики ребенка общение с выдуманными друзьями?

Жизнь в двух мирах

Наличие у детей от 3 до 7 лет приятелей-невидимок – достаточно распространенное явление. В это время малыш начинает активно осваивать ролевые игры, у него формируется абстрактное мышление, и присутствие невидимого друга считается нормой психического развития. Ребенок может создать целую воображаемую страну. Она становится для него местом, где можно отрепетировать модели поведения в различных жизненных ситуациях.

Психолог Юлия Гиппенрейтер пишет об этом в книге «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»:

«Внутренняя жизнь ребенка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети – в основном дошкольники и младшие школьники – живут в двух мирах… Почему дети играют «все дни напролет» и создают свой воображаемый мир? Для чего им это нужно? Дело в том, что через фантазию и игру ребенок осваивает мир взрослых, со всей сложностью его устройства, порядка, социальных ролей и человеческих взаимоотношений».

Одна красноярская актриса в детстве писала письма Карлсону о том, что всегда ждет его у открытого окна. Карлсон так и не прилетел. А девочка выросла, стала актрисой, и теперь сама перевоплощается в героев необыкновенных историй.

Другая девочка – Светлана – жила в маленьком городке под Красноярском. В детстве она часто бродила по парку рядом с домом: там для нее вырос настоящий воображаемый город с огромным количеством выдуманных героев, захватывающими приключениями и погонями. Наверное, друзей в параллельном мире было так много, потому что в реальности их не было вовсе. Для многих своих сверстников девочка была просто занудным «ботаником» в очках. Воображаемый город исчез вскоре после того, как девушка поступила на учебу в школу-интернат для одаренных детей. Там она перестала быть белой вороной, появилось множество приятелей, с которыми Света могла разговаривать обо всем на свете, не боясь показаться «ботаником». Сейчас у нее большая дружная семья и много друзей. Реальных.

Больше внимания и любви

Ребенок может чувствовать космическое одиночество, даже если он живет в большой семье.

Вот еще одна история. Две сестры-близняшки росли в окружении многочисленных братьев и сестер. Но в первом классе у них появилась невидимая собака, с которой они бесконечно «гуляли», «играли». Она «жила» рядом с девочками до тех пор, пока не сложились хорошие отношения с одноклассниками, и окончательно исчезла после того, как сестрам подарили настоящую, не воображаемую, собаку. Когда близняшки выросли, первое, что одна из них сделала, получив хорошую работу, – завела собаку.

Конечно, некоторым детям свойственно фантазировать. Пожалуй, в этом нет ничего страшного, скорее наоборот – собственная вселенная делает жизнь ребенка более интересной. Главное, чтобы невидимые друзья не начали присутствовать в реальной жизни больше, чем живые люди. Если это происходит, имеет смысл проконсультироваться с психологом.

Часто причиной появления воображаемого друга становится стресс из-за напряженных отношений внутри семьи. Иногда ребенок чувствует, что есть разлад, хотя взрослые скрывают это. Тогда малыш делится своей тревогой и растерянностью с невидимым приятелем. Впрочем, причина может быть и другой: переезд, переход из сада в школу, потеря близкого человека, подростковый возраст с его естественными кризисами и многие другие ситуации, в которых ребенку необходима поддержка и сочувствие.

В первом классе у моей дочки появился воображаемый друг. Это зверушка, которая вместе с дочкой гуляет, завтракает и укладывается спать. Дочка сочиняет про нее стишки и истории. Приятель-невидимка пришел в нашу жизнь, когда дочка перешла из детского сада, где у нее было несколько близких подруг, в первый класс. Я жду, пока она подружится с ребятами из школы, стараюсь чаще выбираться с ней туда, где много детей. И, конечно, не собираюсь запрещать разговоры о приятеле-невидимке. Ведь для нее общение с ним – способ разобраться в непростой ситуации.

Появление воображаемого друга для родителей часто служит сигналом, что ребенку требуется больше внимания и любви. Однако он же может помочь сохранить или установить контакт с малышом. Расспросите, что думает вымышленный приятель о событиях, которые происходят в жизни ребенка. Возможно, после этого воображаемый друг больше и не понадобится.

Еще один способ справиться с ситуацией – попробовать направить фантазию ребенка в иное русло. Расскажите о том, что Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, Фродо Беггинс и Гарри Поттер – все они населяют творческий мир писателей. Предложите малышу записывать истории про его приятеля-невидимку или делайте это вместе с ним. Как знать, возможно, из него и вырастет новый Андерсен или Астрид Линдгрен.

Мнение эксперта

Вероника МУРНИКОВА

психолог

– Сейчас, когда дети едва ли не с пеленок свободно управляют планшетами, смартфонами и многие увлечены «друзьями» из обучающих игр, родители могут не заметить появление воображаемого приятеля. Но уж когда такой факт обнаружен, многие взрослые теряются. Они не могут понять: здоровое ли это явление, с чем оно связано и необходима ли консультация психиатра.

Прежде всего стоит обратить внимание на отношения ребенка с воображаемым другом. Какие они? Приятель поддерживает малыша, разделяет его интересы и увлечения? Или больше склонен критиковать, поучать и обвинять? Если второй вариант – присмотритесь к вашим отношения с ребенком. Если вы за собой не замечаете такого обращения с сыном или дочерью, подумайте: с кем он выстраивает такие отношения?

Ребенок через игру и разговор с невидимым существом может транслировать не только радость и интерес к миру. Возможно, он хочет таким образом выразить боль, злость и разочарование, причем кем-то абсолютно конкретным, часто значимым взрослым, которому ребенок не может выразить чувства напрямую, боясь быть отвергнутым. Тогда на помощь приходит воображаемый друг и становится либо проекцией того, кто обижает, либо проекцией ребенка, которого обижают.

Если возникший воображаемый друг все же настораживает родителей, то стоит обратиться за помощью к психологу, который будет некоторое время наблюдать ребенка. Психолог поможет ребенку найти способы безопасно и полно проявлять фантазию, вместе найти актуальную сферу приложения способностей и талантов. Возможно, у ребенка есть потребность в развитии навыков коммуникации, умении знакомиться, в проживании ситуаций, когда с ним не хотят дружить.

Зачастую ребенок определяет себя как хороший или плохой, молодец или бездарь через внешнюю оценку взрослых. В садах и школах активно используется система поощрения и порицания. Однако стоит обращаться не только к рассуждениям и результатам действий ребенка, а еще к чувствам и ощущениям, которые он проживает. Спросите не как он написал контрольную, а как он прожил время на этой контрольной? Был ли он доволен? Что чувствовал? Волновался или был спокоен?

Постепенно развивая умение воспринимать и выражать чувства, находить творческие способы удовлетворения своих потребностей, ребенок расширит круг интересов и неизбежно найдет реальных друзей. 

№ 87 / 775

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения




Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!