Шалаболинскую писаницу – галерею наскальных рисунков в Курагинском районе Красноярского края – знает весь ученый мир. Еще бы! По мнению специалистов, это памятник истории и археологии планетарного масштаба. Только у нас, в Сибири, существует столь уникальный объект, объединивший историю всего человечества – от ледникового периода до нынешних дней.
Место силы
Сотрудница Курагинского районного краеведческого музея Любовь Ускова уже 10 лет водит экскурсии на Шалаболинскую писаницу. Говорит, как побывала здесь впервые в 2007 году (переехала из Дивногорска в Курагино), так и заболела этим памятником археологии:
– Сейчас я уже привыкла к скалам, а первый раз мне даже дышать было трудно – ощущение сдавливающей энергии. В какой-то момент наступает расслабление и в голове происходит просветление. Видишь то, что обычным глазом не возьмешь. Не зря говорят, это место силы.
Считается, что Шалаболинская писаница была священным местом для наших далеких предков. Древние народы, населяющие Минусинскую котловину, возможно, здесь общались с духами. Да и сегодня на вершине горной гряды Ойка (на которой и располагается писаница) проводят свои обряды шаманы, приезжающие из Хакасии и степных поселков. На вершине горы уцелело капище.
Их рисуют духи
Любовь Григорьевна ведет нас вдоль реки Тубы по чуть заметной тропинке, заросшей деревьями и кустарником. Может быть, именно так природа охраняет древние письмена от нас, неблагодарных существ, стремящихся разрушить все на своем пути. Здесь, говорят, всякие туристы бывают. Нет-нет да оставят свой «след». Да не просто так, а поверх древних изображений.
Галерею наскальных рисунков в Курагинском районе можно наблюдать на протяжении почти трех километров. Здесь на разной высоте до 250 метров над уровнем воды ученые отыскали более 500 изображений разных веков и народов. По этим наскальным рисункам исследователи судят о приемах охоты, рыбалки, орудиях труда и социальном устройстве общества наших предков. Животные, стреляющие лучники, лодки с пловцами, хищники и ритуальные действия. Сюжеты меняются в зависимости от тысячелетия. Самые древние изображения относят к VI–VIII тысячелетиям до нашей эры, самые «свежие» (если не считать откровений «Здесь был Вася») – революционных времен.
Судя по рисункам, основными промысловыми животными в эпоху неолита и бронзы были лось, олень, медведь, косуля и кабан, а в степях еще обитал зубр. Но на Шалаболинских писаницах есть специфические сюжеты, характерные только для Сибири. Это человеческие личины в трехрогих головных уборах, хороводы из маленьких человечков, фантастические хищники, антропоморфные фигуры. Позже появились изображения солярных знаков: звезд, крестов, солнца. Используя свободное пространство скал, древние художники изображали и целые композиции с многочисленными фигурами.
Самые удивительные сюжеты относятся к эпохе неолита – фигуры фантастического облика. Исследовавший Шалаболинскую писаницу несколько лет директор музея археологии и этнографии Сибири, доцент кафедры отечественной истории Красноярского государственного педагогического университета Александр Заика рассказывал:
– Одна из панорам с изображением людей нас просто поразила. В центре композиции – лик человека с лучами и рогами (кстати, на всех ликах древние люди прорисовывали третий глаз). Слева – человекоподобная фигура в колпаке, без рук. Между ними – лось с прорисованным скелетом, пораженный стрелой. Справа изображен человек с раскинутыми в сторону руками, разбрасывающий звезды, обозначенные крестиками. Правее – еще один человек без рук. Картина явно нарисована одним автором, представляет единый сюжет и характеризует древнее представление о мироустройстве.
Нередко древние художники «конкурировали» друг с другом – перекрывали древние изображения своими, более поздними рисунками. И забирались по скалам все выше и выше. Как удавалось нашим предкам рисовать на 200-метровой высоте – до сих пор загадка. Видимо, поэтому многие жители Минусинской котловины считали, что изображения появляются на отвесных стенах сами собой – их рисуют духи.
Погребенные под камнями
Многие исследователи Шалаболинской писаницы жаловались: невзлюбили их духи этих мест. Александр Заика, например, попал здесь под огромный камнепад, еле уцелел, а для продолжения работы вынужден был «подкармливать» хранителей древнего святилища.
К нам духи были благосклонны. Даже огромный каменный великан позволил взобраться на свое плечо и погладить его бороду.
До сих пор исследователи галереи интересовались только наскальными рисунками, но каждый видит здесь свое. Любовь Ускова призналась: в скалах замечает словно бы обтесанные каменные фигуры. Вот Сфинкс замер на уступе с поднятой в приветствии лапой, вот голова змеи высунулась из священного капища, а вот он – огромный воин в шлеме.
У подножия каменных скульптур – россыпи обрушившихся камней. Специалисты говорят: разрушается ценный памятник археологии. Донимает его и вода поднимающейся Тубы, весной режут камень льдины, летом выдувает ветер и сечет дождь. Вносит свой вклад и человек. Сколько их, свидетельств древней цивилизации, погребено под руинами горной гряды Ойки!
Галерею наскальных рисунков в Курагинском районе можно наблюдать на протяжении почти трех километров. Здесь на разной высоте до 250 метров над уровнем воды ученые отыскали более 500 изображений разных веков и народов.
Здесь будет заповедник
В 1974 году Шалаболинскую писаницу приняли под государственную охрану как памятник археологии федерального значения. Но этого мало. Александр Заика семь лет назад подготовил программу музеефикации этого места. Предлагал отнести Шалаболинскую писаницу к историко-культурным заповедникам и создать здесь археолого-этнографический музей. «Только при наличии музея, сотрудники которого обеспечат контроль над охраняемой территорией, может быть результативным комплекс противоаварийных, консервационных и реставрационных работ на Шалаболинской писанице», – писал ученый.
Охраняемый историко-культурный заповедник здесь пытались создать еще в начале 2000-х годов. Комитет по охране памятников Красноярского края подготовил для этого документы. Но не получилось, изменилось законодательство.
– Мы эту идею не оставили, – говорит начальник отдела государственного надзора, учета и использования объектов культурного наследия службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Виктор Буторин. – Провели большую съемку Шалаболинской писаницы, в течение трех лет заново составляли учетную документацию на объекты, которые находятся на территории предполагаемого заповедника, определяли границы и предмет охраны. В этом году нам работу сдали. Думаю, до декабря утвердим границы, а в начале следующего года включим в реестр достопримечательностей. По закону историко-культурный заповедник может быть создан только на основе достопримечательного места.
Виктор Буторин предполагает, что всю административную работу удастся выполнить за два года, так что в 2019-м в Красноярском крае уже появится новый заповедник в Курагинском районе. В него войдет не только Шалаболинская писаница, но и другие археологические объекты. На сегодняшний день их выявлено более 60 – это курганы, стоянки и даже остатки крепости. Несмотря на то что территория писаницы осматривалась много раз, здесь есть над чем поработать исследователям.
Грант для писаницы
В этом году проект КГПУ и экспедиционного центра Русского географического общества в СФО «Сохранение и популяризация объекта культурного наследия Шалаболинская писаница» стал победителем всероссийского конкурса Фонда президентских грантов.
Уже в следующем году на Шалаболинскую писаницу отправится экспедиция для изучения современного состояния памятника наскального искусства. Она будет фиксировать сохранившиеся рисунки. Собранные данные систематизируют и на их основе разработают рекомендации по сохранению и консервации наиболее проблемных участков петроглифов. В дальнейшем для популяризации культурно-исторического наследия Красноярского края РГО планирует выпустить научно-популярный атлас наскальных рисунков Шалаболинской писаницы.
Фото: Олег КУЗЬМИН