Свято-Троицкий храм в селе Казачинском – место известное у паломников. Каждый год приезжает сюда более тысячи туристов, чтобы поклониться местной святыне – иконе Казанской Божьей Матери. В 2001 году в глазах Богоматери появились слезы, а спустя два года заплакал Младенец Иисус. С тех пор, говорят, творит икона чудеса.
Чудеса Казачинской Матушки
Отец Виктор Зимин – настоятель Свято-Троицкого храма – сам был свидетелем многих чудес. Тогда он был обычным прихожанином.
– 18 лет назад на Великую Крестопоклонную неделю у Богородицы слезки в глазах появились. У нас тогда своего отца не было, нас окормляли священники из Лесосибирска отец Андрей Юревич (в Москве сейчас служит) и благочинный Геннадий Фаст (сейчас в Абакане). Они приехали, отслужили молебен. Отец Геннадий святой водички набрал, по слезкам Богородицы поводил и нас помазал, – вспоминает отец Виктор. – У нас тогда вера только начала появляться. Мы поститься, молиться стали, добрые дела делать. Все это закрепляла Богоматерь своими чудесами.
Отец Виктор показывает: на иконе масса золотых украшений навешана – это жертва прихожан в благодарность Казанской Божьей матери за те милости, которые она страждущим дает.
– Многие люди приезжают просят. Каждый о своем, – говорит батюшка. – Мама наркомана приезжала, плакала, молилась. Потом благодарила – бросил сын наркотики. А как-то пьяница прибыл в Казачинское: «Батюшка, я пью». – «Помолись Богородице». Через некоторое время он вернулся, рассказывает: «Приезжаю домой, открываю холодильник, налил водки в стакан, в рот тяну, а он не идет. Что такое случилось? Походил немного, опять к стакану. И снова руку как будто отводит кто». Так и бросил.
А в последнее время молодые семьи к Богородице приходят: не могут ребенка зачать. А ведь, детей не имея, нарушают заповедь Господню (плодиться и землю населять). Помолятся, причастятся, исповедуются – и зачинают.
– Через год приезжают крестить чад своих. Я в этом году уже пятерых детей крестил, родившихся от Богородицы.
Отец Виктор предупреждает: родителям внимательными нужно быть к себе и собственной жизни. Ведь грехи их способны передаваться потомкам аж в четвертом поколении:
– Не постятся, в церковь не ходят, хоть и крещенные. Бог – источник всех благ, а что стало с ангелами, которые от него отпали? Они демонами стали. Так же происходит с теми людьми, что от Бога отходят.
Только недавно отец Виктор вместе с Богородицей «лечил» мальчика из Минусинска. У того в почках большой камень обнаружили. Завел его в алтарь. Молитву прочитал, святой воды дал испить. Ушел камень.
В Казачинском говорят: Богоматерь ко всем одинаково милостива – и к воцерковленным, и к неверующим. Каждому дает то, что человеку больше всего необходимо.
– Помолитесь как можете, молебен закажите, – советует батюшка. – Богородица сама в храм нужных людей приводит – через их скорби и печали. Вот и вас привела…
По ком плачет Богоматерь
Почему заплакала Божья Матерь в Казачинском – у каждого своя версия. Интересно, что за прошедшие годы слез у нее меньше не стало. Наоборот – по щекам потекли, блестят бусинками.
– Богородица и сама человеком была, не понаслышке знает о наших скорбях и печалях. Вот и плачет о наших грехах, безответственности к своим душам и друг к другу, – считает отец Виктор. – Когда на Украине Майдан начался, лицо у Богоматери серым стало, серьезным. Тогда украинцы к нам приехали – на колени упали в молитве.
Батюшка предлагает: «На колени встань, лучше слезы видно». Перед иконой специально коврик расстелен для коленопреклонения. Он и сам, кажется, целебной силой уже обладает – намоленный, наполненный энергией паломников.
Свято-Троицкая церковь – самая древняя в Казачинском районе. Построена она в 1781 году: главный престол – во имя Пресвятой Троицы, южный – во имя Николая Чудотворца. А спустя 80 лет старанием церковного старосты Ивана Мурогина появился здесь южный придел – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. При церкви было 11 десятин земли, а в полутора верстах от храма 55 десятин сенокоса. Строили храм тщанием прихожан и доброхотных деятелей.
250 лет просуществовала церковь в селе Казачинском. А в 1925 году началась история закрытия храма. 19 декабря 1925 года был составлен акт приходского совета при церкви об опасности разрушения храма, который был рассмотрен на заседании президиума Казачинского райисполкома 24 января 1926 года. Результаты обследования были сообщены председателю общины верующих лишь 5 января 1927 года, почти через год после создания комиссии. Правда, запись о том, что именно установила комиссия, не сохранилась.
В сентябре 1929 года здание Казачинской церкви запретили использовать, обещали сделать ремонт. Но в 1931 году вынесли решение: «Снести, а стройматериал использовать – железо на строительство Челноковской школы, а кирпич на уже имеющееся строительство в районе, который имеет в нем большую нужду».
Возвращение веры
Восстанавливаться Свято-Троицкий храм в Казачинском начал в 1990-х годах. На месте старой церкви в советское время построили здание ДОСААФ. В 1994 году это помещение отдали православной общине. Люди общими усилиями пристроили алтарь и трапезную – приспособили здание под храм. Тогда потихоньку начали возвращаться утраченные в 1930-х годах иконы. Первой пришла в храм Казанская Божья Матерь.
Прихожане говорят: храмовая икона уцелела чудом. Почти метр в высоту и ширину, она нашла приют в маленьком домике крестьян Егора и Ефросиньи Соколовых в отдаленной таежной деревне Падерино. А в 1995 году – через три года после смерти Ефросиньи – образ был передан в Казачинский храм.
– Она была покрыта серебряной краской, братья оттирали ее, – вспоминает отец Виктор.
С этого началось возрождение веры в Казачинском районе. Икона собирала вокруг себя людей, желавших изменить свое отношение к жизни.
– Серафим Соровский сказал: «Спасайся сам, и вокруг тебя тысячи спасутся». Я этой заповеди следую, – говорит священник.
Отец Виктор Зимин и сам когда-то был человеком неверующим. Служил начальником госавтоинспекции в Казачинском. Говорит, приходил иногда в храм, в 1995 году даже обвенчался с женой. Но по-настоящему служить начал после командировки в Чечню.
– Сложная ситуация была, – отец Виктор не любит вспоминать свое боевое прошлое. – И я сказал: «Господи, помоги, тебе служить буду!» Вернулся домой, отлегло от души. И как-то отец Иоанн спрашивает меня: «В алтаре служить будете?» Я отказаться хотел, а мне как будто кто сверху: «Ты мне обещал». Как зашел в алтарь, так и не выхожу с тех пор.
В 2008 году отец Виктор Зимин рукоположен в диаконы. А в 2012 году стал он настоятелем Свято-Троицкого храма.
– Я рад, что переоценил свои ценности, – говорит иерей. – У меня смысл жизни появился. Господь ум просветляет, дает осознать свою принадлежность. Мои сослуживцы кто от пьянства умер, у кого семьи распались. А я иду к источнику жизни.
Новый дом для иконы
Старый храм был похож на Енисейский Спасо-Преображенский мужской монастырь. А сейчас в Казачинском строится новая каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. Трудно, долго, но находятся благотворители, которые вкладываются в ее возведение. Здесь должна поселиться святыня севера Красноярского края – плачущая икона Казанской Богоматери. В районе надеются: это привлечет новые потоки паломников, туристов. Ведь расположено село Казачинское на трассе, ведущей в Мекку православия – Енисейск. И Казачинский храм может стать духовно-просветительским центром, где туристы смогут не только отдохнуть от дороги и чаю попить, но и помолиться.
Мокрушинское: сто лет спустя
В селе Мокрушинском Казачинского района также стоял храм (построен в 1783 году), а в деревнях жителями были построены часовни: в Сполошной, Борках, Ерзовке, Клоповой, Момотове, Широково (всего в Казачинском районе до революции было пять храмов и 17 часовен). В 1920–1930-х годах их здания и имущество передали под культурно-просветительские нужды. А здание Мокрушинской церкви продали за 3 500 рублей. Деньги решено было использовать на нужды коммунального строительства.
Мокрушинский священник Николай Протопопов не дожил до этого дня. Его убили 1 мая 1919 года. В рапорте благочинного Казачинской церкви священника Иоанна Пальмина говорится: «Днем 1 мая в своей квартире двумя разбойниками убиты отец Николай Протопопов и его сын, воспитанник Красноярской духовной семинарии, Викторин. Некоторыми из прихожан отец Николай предупреждался о грозившей ему опасности, ему даже предлагалось куда-либо скрыться на время, но он не решился оставить своего дома, где и погиб. Убит тремя выстрелами из револьвера. Сын убит за то, что просил пощадить своего отца. Разграбив имущество отца Николая и запретив под угрозой расстрела хоронить трупы убитых, убийцы до 4 мая никого не впускали в квартиру священника. Наконец, уступив усиленным просьбам крестьян Мокрушинского, 4 мая была дана возможность похоронить убитых на общем кладбище. Убийцы же, совершив злое дело, удалились с награбленным имуществом за реку Енисей».
В память об отце Николае и о том, что когда-то здесь стоял божий храм, прихожане и правнук мученика Алексей Протопопов (руководитель регионального сосудистого центра КГБУЗ «Краевая клиническая больница») соорудили в Мокрушинском памятный крест. Многие останавливаются около него, чтобы совершить молитву.
Мокрушинское располагается в стороне от Казачинского, но паломники и сюда приезжают частенько. На пороге церкви Николая Чудотворца встречает нас прихожанка Светлана Петровна Никитина. Рассказывает: раньше люди в Мокрушинском в частном доме молились. А в 2007 году силами прихожан и благотворителей построили здесь храм на 50 мест. Люди сами его украшали и наполняли иконами.
– Вот эту икону я увидела в Лесосибирске в Крестовоздвиженском храме, – рассказывает Светлана Петровна. – До того захотела ее, что купила. А потом думаю: разве одной любоваться? Попросила, чтобы ее в храм приняли.
Светлана Петровна восемь лет назад в Казачинский район приехала, раньше дежурила в храме – снег убирала, сейчас уже сил нет. Здесь нет штатного священника, службы проводят батюшки из Казачинского – отец Иоанн и отец Виктор.
Прихожане содержат свой маленький храм в чистоте и красоте. Вот узоры на арках учительница из Красноярска своей рукой рисовала. Ее уже нет, ушла в мир иной, а дело ее радует людей. И чудеса свои в этой маленькой церкви случаются.
– Вот эта икона у нас обновляется, – удивляет нас Светлана Никитина. – И металл был мятый, и цвета не яркие. А сейчас уже красное одеяние на Иоанне-богослове видно, и книжка его, даже надписи в книге прочитать можно!
Все это – благодаря царящему в этой маленькой церкви Духу Святому, считают прихожане. Каждому входящему дарит он благодать и успокоение.
Фото Андрея АФАНАСЬЕВА, из архива Свято-Троицкого храма в селе Казачинском