Сегодня это может показаться странным, но в первой половине XIX века в России всерьез обсуждалась идея отказаться от Сибири, которая прибыли в казну не приносит, требует больших расходов, и самое главное – плодит вольномыслие.
Сибирский путь
Идея проникала на самые верхи вплоть до Сената. Но будто бы по велению судьбы в разгар дискуссии на Енисее разразилась золотая лихорадка, навсегда заставившая замолчать сторонников такой вот «оптимизации». Наверняка они, люди образованные, знали хрестоматийную фразу Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью», но истинный ее смысл был им недоступен – хотя бы потому, что основатель русской науки глядел в будущее намного дальше, чем они.
Сами же сибиряки, возможно, в большинстве своем и не знавшие этой фразы, понимали ее суть абсолютно точно. Суровые условия жизни и удаленность от центра империи внушили им простую истину: не поможет тебе ни царь и ни герой, а только Бог и ты сам. От тебя зависит, как будешь жить завтра, через год, через десять лет. Поэтому развитие Сибири – это, по большому счету, история местной инициативы. Сибиряки не ждали идей из столиц – они сами их предлагали, иногда почти в буквальном смысле «преподносили на блюдечке». Разбогатевшее на золоте енисейское купечество, говоря нынешним языком, инвестировало не в европейские банки и столичные модные дома, а в будущее своей родной земли – открывало новые месторождения, строило дороги, каналы, мосты, пускало пароходы по рекам, поднимало образование и занималось наукой, преображало облик городов, которые понемногу сбрасывали старый полудеревенский вид – в них появлялось электричество, телефонная связь, театры, парки, музеи…
Еще один рывок Красноярский край переживал в военные и послевоенные годы – эвакуированные во время войны предприятия становятся «почвой», из которой вырастает один из регионов-лидеров. Люди, создававшие его, не просто выполняли госзадание, они мыслили широко, понимали, что важно не только построить заводы, надо выстроить целую жизнь вокруг них. Они делали намного больше, чем требовалось, потому что знали истинный потенциал края, знали, куда надо идти, и поэтому в буквальном смысле строили будущее. Такие мощные фигуры, как Владимир Долгих, Павел Федирко, Аркадий Вепрев, Дмитрий Миндиашвили – и это, конечно, не полный перечень, – могли раскрыться только в истинно сибирской атмосфере.
Вообще, Красноярский край, второй в России регион по площади и один из первых по экономическому весу, – территория, по своей сути предназначенная для масштабных замыслов.
Речь идет о большем
В один ряд с масштабными проектами прошлого можно поставить освоение Нижнего Приангарья и новейший, амбициозный мегапроект «Енисейская Сибирь», объединяющий экономический потенциал трех регионов, сродненных великой рекой, – Красноярского края, Хакасии и Тувы. Он включает в себя инвестиционные и инфраструктурные проекты с общим объемом инвестиций триллион рублей. Ожидаемые эффекты от реализации – десятки тысяч новых рабочих мест, около 10 % прироста промышленного производства и увеличение налоговых поступлений почти на 15 %. Однако помимо этих цифр надо отметить два важных момента: подразумевается ускорение в развитии не одной, а множества сфер – промышленности, сельского хозяйства, транспорта, высоких технологий, что в итоге должно дать главный результат – повышение качества жизни.
О подобных проектах мечтают многие территории страны, но не у всех есть возможности. Красноярский край таким потенциалом обладает в полной мере – и готов реализовать его на практике в ближайшие годы. По эффекту его даже сложно сравнивать с Ванкорским нефтяным месторождением, давшим региону целую новую отрасль в начале века XXI. Речь идет о большем. Мегапроект позволяет вернуться к стратегическому программно-целевому и комплексному развитию территории региона – аналогично тому, как это было в период двух знаменитых красноярских десятилеток 1970–1980 и 1980–1990 годов.
Один из авторов «Енисейской Сибири» – врио губернатора Александр Усс представил концепцию президенту России. Владимир Путин замысел поддержал. Видимо, главу государства впечатлили не только экономические перспективы. «Енисейская Сибирь» по духу соответствует его собственной стратегии, обозначенной в послании к Федеральному собранию ключевой фразой: «Мы сами должны и будем определять свое будущее».
Александр УСС, врио губернатора Красноярского края
– «Енисейская Сибирь» применительно к нашему краю имеет вполне земной фундамент в виде уже принятых решений и практических начинаний, которые претворяются в жизнь. Мы не только ставим высокие цели и имеем на это право. Мы реально идем к ним сегодня, зная, что для их достижения нужно сделать завтра и послезавтра.
Когда проекты пойдут, когда мы отладим механизм управления, продвижения их, когда создадим стимулы для того, чтобы в орбиту крупных компаний втягивались мелкие, средние предприятия, что приведет к пространственному развитию, – это косвенно скажется и на территории. Главная задача – предусмотреть механизмы новой индустриализации Сибири, опираясь на крупных флагманов экономики.