В Интернете куча объявлений о проведении тренингов, семинаров личностного и профессионального роста. Тренеры и консультанты всего за несколько часов и энную сумму денег обещают превратить слушателя в успешного, богатого профи в любой отрасли, избавить от фобий и предрассудков. Однако зачастую «гуру» сам плавает в теме и в освещаемой им отрасли не может похвастаться собственными успехами.
Наш корреспондент посетил несколько подобных мероприятий, чтобы проверить, насколько они полезны.
Пусть меня научат
Для чистоты эксперимента выбрал несколько сфер: сельскохозяйственная отрасль – выращивание овощей в теплице, спортивная – как накачаться и похудеть одновременно, финансовая – обещали научить считать и зарабатывать деньги. Семинары проводились как вживую, так и посредством Интернета, так называемые вебинары.
Почти ко всем этим «занятиям» подготовился. По тепличной теме прошерстил Сеть и узнал все ходовые сорта растений, семян, методы посадки и даже особенности сбыта.
В качалке за неделю до семинара по спортивной теме успел надоесть всем знакомым кандидатам и мастерам спорта, узнав про идеальные траектории движения штанги, особенности крепления мышц и прочей физиологии. Ну а к финансовому вопросу решил подойти чистым и несведущим, не прочитав ни строчки на заданную тему.
На первом же семинаре обнаружилась странная вещь – лектор чуть ли не слово в слово с авторскими вариациями пересказывал мне интернет-страницы, которые я прочитал несколько дней назад. Все действо длилось часа два и благо было бесплатным. По окончании лекции намекнули, что это не все, мол, если желаю, могу доплатить – и вот тогда мне раскроют секрет знатных овощеводов. Нет уж, увольте. А если все опять сведется к пересказу сайтов на заданную тематику?
Про спортивный вебинар отдельная история. После всех уроков и напутствий старших товарищей из моего родного зала я уже знал: тут будут рассказывать даже не банальности, а неправду. Все дело в том, что сама тема «как накачаться и похудеть одновременно» противоречила основам физиологии. Одновременно добиться результатов и в строительстве мышц, и в избавлении от жира попросту невозможно, если вы не употребляете анаболические стероиды.
С финансистами тоже не все прозрачно. Мне рассказали, как экономить при ограниченных средствах, и заодно «настроили» на деньги. Дескать, если буду правильно думать, кошелек наполнится сам собою – в общем, такой вот аутотренинг. Правда, на вопрос, каким же видом бизнеса занимаются, тренеры так и не ответили. Узнал лишь, что зарабатывают они семинарами, то есть являются, по сути, теоретиками в мире финансов.
Выйти из зоны комфорта
На самом деле наш поход по тренингам почти с репрезентативной точностью передает картину на этом рынке. Среди всего многообразия примерно половина из них являются бесполезными. В том смысле, что знания, предлагаемые на семинарах, можно почерпнуть самостоятельно в свободных источниках. И, что самое неприятное, лекторы не рассказывают, как применить эти знания на практике.
По мнению управляющего партнера юридической компании «Антикризисный центр» Дмитрия Провоторова, в большинстве случаев лектор сам не имеет достаточного практического опыта в избранной теме:
– Для того чтобы провести семинар, нужен всего лишь хорошо подвешенный язык, умение работать с аудиторией. Вы должны понравиться людям, и тогда, возможно, к вам придут еще. Но по сути при каждой встрече вы можете говорить банальности, пользоваться общепринятыми приемами. При этом будете пользоваться успехом у определенной категории слушателей.
А чтобы вывести лектора на чистую воду, не стесняйтесь прямо на занятии спросить, а чего он сам достиг в той отрасли, о которой вам собирается рассказывать.
Однако даже положительные оценки слушателей, как ни странно, не всегда являются признаком качественного тренинга, а зачастую свидетельствуют о его бесполезности. Бизнес-консультант компании B&B Алексей Молчанов говорит, что отзывы из серии «понравилось – не понравилось» не передают объективной картины. Дело в том, что любое развитие, шаг вперед, подразумевает некий выход из зоны комфорта, а это людям обычно не нравится. В итоге действительно качественный и полезный тренинг может набрать кучу дизлайков, а пустой и бессмысленный у слушателей пройдет на ура. Именно поэтому оценивать тренера нужно по результатам, которые отражаются в профессиональной деятельности слушателей.
Есть отрасли, где отследить «выхлоп» легко. А есть те, где сделать это непросто. К примеру, провели тренинг для менеджеров – повысились продажи. Результат налицо. А вот если тренера наняли укреплять корпоративный дух компании, где тут маркер эффективности, как и что измерять?
Отсекаем на подходе
Оказывается, оценить, будет ли тренинг эффективным, можно еще до его начала. Для этого нужно всего лишь узнать подробную программу и количество участников.
Дмитрий Провоторов отмечает: это поможет узнать, что будет делать тренер, а что – его подопечные:
– Тренинг подразумевает самостоятельную работу слушателей. Это не лекция в чистом виде – тренер помещает участников в какую-то ситуацию, и они должны найти из нее выход. Банальный пример – менеджеры моделируют момент продажи, учатся в настоящем диалоге работать с отказами, убеждать покупателя. Таким образом, слушатель приобретает главное – навык. Если же из программы видно, что тренинг состоит в основном из рассказов и теоретических выкладок, то практическую ценность такого действа можно поставить под сомнение.
Количество участников важно по причине, что организация «сценок» не всегда возможна при большом скоплении народа. Да и тренер не сможет контролировать степень усвоения материала, если учеников много. Оптимальный класс для тренинга, по классическим канонам, не должен превышать 20 слушателей.
Не свое дело
Юлия ПУГАЧЕВА
психолог
– Тренинги личностного роста или укрепления корпоративного духа пользуются популярностью вовсе не потому, что человек желает обучиться какому-то навыку, босс пытается сплотить коллектив либо компания – повысить продажи. В большинстве случаев скрытые мотивы совершенно иные.
Слушатель просто хочет обрести мотивацию, руководство желает, чтобы его любили или уважали, а компания покупает тренера, потому что так принято. С помощью тренинга работник надеется получить импульс к движению. Люди хотят, чтобы им помогали желать, а не достигать цели, как бы странно это ни звучало. Казалось бы, в чем сложность? Если хочешь – действуй! Но в этом-то и беда современного общества – мотивация часто отсутствует. Возможно, причина в том, что многие из нас занимаются не своим делом, ведь иначе не нужно было бы стимулирования извне.
Ну а про любовь к руководству и пресловутый корпоративный дух – так тут тренингами не поможешь. Существует масса примеров компаний (в особенности крупных) с разработанной стратегией, благой миссией, постоянными корпоративами, курсами повышения квалификации… Вроде бы все для людей, все по-доброму, но работники оттуда сбегают при первой же возможности. А все оттого, что миссия и все попытки воспитать работника (в том числе и на этих самых тренингах) были взяты с потолка или украдены у соседней компании. Нельзя ко всем применять один подход, потому что каждый уникален.
Возникновение этих тренингов – лишь реакция на запрос общества и бизнеса. И естественно, что массовый продукт не может быть очень качественным.