Проблема ветхого и аварийного жилья в регионе появилась не вчера. В большинстве своем такие дома – наследие советского прошлого, о котором когда-то хорошо и надолго забыли, в первую очередь обслуживающие организации.Некоторые красноярцы десятками лет продолжают жить в разваливающихся деревянных бараках с протекающими крышами,прогнившими трубами, дырявыми стенами. Хотя существуют четкие нормативы переселения людей в таких ситуациях.
«Наш дом совсем разваливается. Стены (хотя они и не несущие) еле держатся. В ванной комнате в прямом смысле слова в свое время был виден подвал. Коммунальщики делают ремонты. Но ситуация не меняется. В то же время мы не можем никак добиться того, чтобы дом наш признали аварийным. Для этого нужно решение всех жильцов, а его-то как раз и нет. При таком сценарии очередь до нас дойдет не скоро (Светлана Сороткина, г. Дивногорск)».
Подобные письма приходят в редакцию нередко. Почти в каждом одни и те же вопросы: что делать, куда бежать. Именно «бежать», потому что в большинстве случаев ситуация доходит до степени, когда уже «горит».
В регионе к 2017 году планируется полностью избавиться от ветхого жилья, которое было признано таковым до января 2012 года. Таким образом, планируется избавиться от 239 тыс.кв. м ветхого жилья и переселить почти 15 тыс. человек. Для достижения цели необходимо построить 312 тыс.кв. м жилья.
Однако реальные масштабы проблемы могут быть совсем иными. Ведь в программе учитываются только те дома, которые признаны аварийными до 2012 года. Вполне возможно, что фактическое количество такой недвижимости за эти годы увеличилось. Ведь тот дом, который два года назад был на грани ветхости, сегодня может быть записан в непригодные для жилья.
Точное количество реальных аварийных квадратных метров сегодня не назовет никто. Глава Дивногорска Егор Оль оценивает масштаб проблемы в своем городе примерно в 100 тыс. кв. м. Чтобы ее решить, потребуется три-четыре миллиарда рублей.
В красноярском департаменте городского хозяйства тоже не могут назвать реальное количество ветхих домов. По документам – 198, но в действительности цифра может быть выше.
Процедура по признанию аварийности того или иного дома должна начинаться с обращения жильцов. Только так власти могут узнать о проблеме, ведь над каждым домом контролера не поставишь. Тем более когда речь идет о частной собственности.
По словам депутата горсовета Красноярска Владимира Егорова, только на проведение обследований подобных строений на предмет аварийности в краевом центре понадобится около 36 млн рублей.
Автор письма Светлана Сороткина из Дивногорска уже несколько лет проживает в деревянном бараке, который когда-то при возведении ГЭС определялся как временная постройка для гидростроителей. Дом откровенно рушится. Через пол в ванной комнате виден подвал. Комиссия управляющей компании здесь побывала, но смогла только констатировать факт: жить можно – вода, тепло есть, потолок на голову не падает. А значит, попасть в вожделенный список очередников на снос и получение нового жилья у Светланы Сороткиной пока не получится.
Проблема осложняется тем, что остальные жильцы дома,в общем-то, не особенно и стремятся попасть в список. Подписывать обращение в муниципалитет никто не желает. Одни полагают, что это ни к чему не приведет. Другие планируют продать квартиру и съехать из «опасного» дома.
Есть и те, которые боятся, что если дом окажется в списке и его снесут (о чем мечтает Светлана Сороткина), то взамен дадут никудышное жилье. Комнату в общежитии, например.
Впрочем, в региональном министерстве строительства и архитектуры нас заверили, что выделяемое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому и отвечать установленным требованиям. Естественно, что и находиться оно должно в границах того же населенного пункта.
Так что в ситуациях, подобных этой,важно не сидеть и винить во всех бедах государство, ЖКХ, нерадивых соседей, а действовать. Нужно самоорганизоваться, провести собрание, подписать необходимые бумаги. Тем более что в доме нашей героини Светланы Сороткиной всего-то два подъезда и дюжина квартир.
Важно знать
– Для признания дома аварийным в первую очередь должно быть проведено его техническое обследование. Решение о его необходимости принимают собственники на общем собрании. При этом все работы по обследованию проводятся за счет средств, накопленных на счету дома.
– Вопрос о пригодности дома для проживания рассматривается на специальной межведомственной комиссии. Для того чтобы вопрос о признании дома аварийным был вынесен на заседание комиссии, необходимо обращение от собственников или нанимателей. В течение месяца оно должно быть рассмотрено. В Красноярске, например, комиссия заседает примерно раз в 30 дней, а иногда и чаще. Все зависит от количества обращений.
– Для того чтобы ваше обращение было рассмотрено, к заявлению нужно приложить:
– копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
– заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома;
– копию плана жилого дома с его техническим паспортом;
– заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания – по усмотрению заявителя.
Чтобы кирпичный дом признали аварийным, его износ должен составлять не менее 70%, деревянного – не менее 65%.
Граждане могут направить обращение о неудовлетворительном состоянии своего жилья в службу строительного надзора и жилищного контроля региона по адресу: г. Красноярск, ул. Парижской Коммуны, 33, оф. 701, тел.: 212-46-31.