Порой читая жуткие истории о ловких киберпреступниках, которые получают от доверчивых жертв миллионы рублей, многие самоуверенно считают: со мной такого никогда не случится. Но в реальности все происходит по-иному. Схемы столь изощренные, что даже самый грамотный и внимательный человек может растеряться и поверить тем, кто разыгрывает порой настоящие спектакли…
Установите приложение
– Это был очень сложный для меня день – последний звонок у дочери, которую в классе не очень любили, она была еще несколько месяцев на домашнем обучении, и я очень переживала, как все пройдет, – рассказывала жительница Красноярска Анна.
Если бы не такое психологическое состояние – быть может, к сообщению, которое ей пришло от руководителя организации, она отнеслась бы более критично: «Была проверка в организации, произошла утечка персональных данных, вами заинтересовался антитеррористический комитет, будет звонить человек, ответьте на все его вопросы».
Отправить сообщение от «начальника», от «руководителя Центробанка» и т. д. для мошенников не составляет никакого труда. Уже потом Анна вспомнила, что несколько недель назад говорили: телефон начальника был взломан, и ее коллегам приходят странные сообщения.
«С вашего счета была попытка перевода денег на Украину, на финансирование армии, на вас заведено уголовное дело, это госизмена, но извещать об этом никого не надо – в противном случае им тоже будет грозить наказание…»
Далее звонок – уже от «специалиста Росфинмониторинга»: надо срочно спасать ваш корреспондентский счет… Зачем? У Анны не было никакого счета, но она послушно внимала строгому голосу, который внушал: счет доступен банковским работникам, они могут сделать что угодно, но, пока вы ходили на последний звонок, мы ваши деньги со счета перевели на резервный госсчет, а на вашем счете лежат государственные деньги.
А дальше? Ну все просто: вы их снимете и отдадите государству, а государство вернет ваши деньги вам…
Анна была очень запугана – один специалист звонил за другим, ее даже заставили пойти и купить пауэрбанк, чтобы связь ни в коем случае не оборвалась…
Но ей повезло: сотрудник банка сказал, что такой суммы в отделении нет, ее надо заказывать предварительно.
«Надо же! – возмутились мошенники. – Теперь-то вы поняли, что дело тут нечисто? Мы туда проверку отправим».
У Анны появились подозрения, которые она сразу озвучила, – про киберпреступников.
«Мы вам пытаемся помочь, а вы оскорбляете госслужащих», – обиделись они.
И дали новые указания: на следующий день идти снимать деньги и ни в коем случае никому не говорить. Ее заставили скачать и установить специальное приложение для телефона.
– Это новая схема, новшество – звонок с сообщением «от вас была попытка перевода средств на Украину», – рассказывает Руслан Гашимов, начальник отдела по раскрытию хищений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Красноярскому краю. – Нужно понимать, что это обман однозначно – между финансовыми учреждениями Украины и России нет никакого взаимодействия. Никакой перевод в принципе невозможен. Дальше подключается сотрудник ФСБ, который предупреждает: чтобы вас не привлекли по статье «государственная измена», нужно помочь изобличить всех лиц, которые к этой схеме причастны. Это сотрудники разных ведомств, в том числе и банков. И все это сводится к той же схеме – оформить кредит и перевести его на безопасный счет. Причем мошенники во время разговора могут убедить заставить скачать по ссылке такое приложение, которое дает им возможность удаленно управлять им. Видеть все, что происходит на экране, и даже запретить звонки – чтобы вы вдруг никому не позвонили. При подаче заявки на кредиты они тоже могут следить за вашими действиями. К нам пришла как-то потерпевшая, которая скачала подобное приложение, перевела мошенникам 2,5 миллиона рублей. Она телефоном вообще пользоваться почти не могла. Мы через программу проверили на вирусы и увидели, что там было установлено шпионское программное обеспечение.
Погасить кредит невозможно
Ситуация, между тем, все ухудшалась: после того как Анна перевела часть собственных средств, оказалось – на нее оформили кредит и, чтобы его «отменить», нужно подать встречную заявку на кредит…
В банке проявили бдительность и уточнили, не мошенникам ли она хочет отдать эти деньги?
Но Анну предупредили, что так и будет – в банке будут чинить препятствия: поэтому скажите, что деньги на ремонт.
Она следовала указаниям, но сотрудник банка строго следовал своим инструкциям: все оформлено, но деньгами можно будет распорядиться только завтра, до этого времени они будут на счете.
Это помогло опомниться. С утра женщина побежала в полицию, а потом в банк – отменять кредит. И все бы закончилось почти благополучно, но… Оказалось, что вместе с пакетом документов автоматически она подписала и согласие на полис страхования жизни и здоровья.
В банке заявили: сумма большая, страховая должна вернуть часть денег после расторжения договора, а если хотите сразу погасить кредит, то добавьте сумму из собственных средств.
Таких денег у женщины не было, и несколько недель она жила в томительном ожидании, когда страховая вернет деньги, ведь каждый день начислялись проценты…
Насколько правомерны были действия страховой и банка? Мы попросили разобраться специалистов Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.
– Финансовые организации не вправе отказывать в выдаче кредита при отказе заемщика от страхования, вместе с тем такой отказ может повлечь увеличение процентной ставки, – пояснили в ведомстве. – От приобретенной при заключении договора потребительского кредитования услуги по страхованию заемщик вправе отказаться в течение 30 календарных дней. При отказе от страхования денежные средства подлежат возврату в течение семи календарных дней. Как правило, услуги по страхованию оплачиваются заемными денежными средствами, в связи с чем, вероятно, и связана невозможность досрочного погашения всей суммы задолженности на момент обращения потребителя с заявлением (денежных средств для полного погашения задолженности не хватает). Но в таком случае потребитель вправе осуществить частичное досрочное погашение кредита, не дожидаясь возврата страховой премии. А уже потом погасить остаток задолженности.
Заемщик в течение 14 календарных дней со дня получения кредита имеет право на досрочное либо частичное досрочное погашение кредита без предварительного уведомления кредитора.
За «пользование» кредитом Анне насчитали 14 тысяч рублей. Сейчас она написала заявление в банк с описанием мошеннической схемы и ждет ответа.
Что тут можно добавить? Если вам написал «начальник» – перезвоните ему, если вас беспокоит «руководитель Центробанка» – обратитесь по телефону горячей линии. Это займет всего несколько минут и избавит вас от необходимости долгих разбирательств. А отдавать несколько лет по 25 или 30 тысяч каждый месяц в счет погашения кредита, из которого вам не досталось ни копейки, очень обидно и накладно для семейного бюджета. Будьте бдительны, не попадайтесь на уловки мошенников!