По рассчитанной траектории

Как врачи с помощью электрода, вживляемого в головной мозг, лечат опасную болезнь

По рассчитанной траектории Как врачи с помощью электрода, вживляемого в головной мозг, лечат опасную болезнь
Фото Олега Кузьмина

Несмотря на фантастические возможности медицины, в XXI веке остается большое количество неизлечимых болезней. Врачи могут лишь минимизировать их негативные проявления, чтобы улучшить качество жизни человека. Например, в Красноярской краевой больнице впервые провели уникальные операции: используя инновационный метод DBS-терапии – технологию глубинной стимуляции отделов головного мозга, – медики помогли пациентам с болезнью Паркинсона.

Метод не для всех

Это коварный и опасный недуг, который постепенно приводит к инвалидности. По неизвестной пока причине у такого пациента неуклонно снижается количество клеток головного мозга – нейронов, вырабатывающих дофамин – нейромедиатор, отвечающий за двигательную активность. Постепенно человеку становится все сложнее передвигаться, выполнять мелкие манипуляции руками. Снижаются умственные способности, начинаются различные психические нарушения…

– Это одно из наиболее часто встречающихся нейрогенеративных заболеваний, – поясняет Наталья Исаева, главный внештатный специалист-невролог Красноярского края, профессор, доцент кафедры нервных болезней КрасГМУ. – Развивается оно в 55 и старше, но около 10 процентов пациентов заболевают в более раннем возрасте – до сорока. Раньше в арсенале врачей был широкий спектр медикаментозных средств, нейрореабилитация, теперь в нашем крае будут применять и хирургический метод лечения, который показан определенной категории людей. Подойдет он не всем: тут важен возраст человека, отсутствие выраженной деменции и сопутствующих патологий. Пока мы отобрали шесть человек.

Долгое время подобные операции проводились лишь в нескольких городах страны – сейчас в список вошел Красноярск.

И хотя высокотехнологичными методами лечения уже, пожалуй, никого не удивишь, этот, без всякого преувеличения, производит впечатление фантастического. Представьте сами: операция на головном мозге, но… под местным наркозом. Пациенту делают микроотверстия в черепе, а он не только находится в сознании, но еще и отвечает на вопросы невролога, что очень важно для понимания, насколько верны действия хирурга.

В процессе вмешательства в определенные структуры мозга с помощью навигационного оборудования, которое с точностью до миллиметра выполняет продвижение по рассчитанной врачами траектории, вживляется электрод – тонкий, как волосок, он передает электрический ток низкого напряжения и определенной частоты. Импульсы же генерируются небольшим устройством – DBS-нейростимулятором, который имплантируется пациенту в область грудной мышцы.

Для того чтобы выбрать оптимальные параметры стимуляции мозга, врач программирует стимулятор, добиваясь подавления симптомов заболевания. А пациент впоследствии получает пульт и способен сам корректировать некоторые параметры.

Самочувствие человека улучшается уже в первые часы после операции. Минуя реанимацию, он приходит в себя в обычной палате и уже через несколько часов может спокойно передвигаться, принимать пищу, говорить. Речь становится более связной, почти полностью исчезают двигательные нарушения, восстанавливается координация движений.

– Операция не может излечить человека от заболевания, но существенно улучшает качество его жизни, – говорит Антон Ботов, заведующий нейрохирургическим отделением № 2 краевой клинической больницы. – Признаюсь, я был приятно шокирован, сравнив состояние человека до и после операции. Однако, несмотря на результаты, это не означает, что она необходима абсолютно всем пациентам с болезнью Паркинсона, ее выполняют только при наличии определенных показаний. Сразу после обращения пациента с таким диагнозом в специализированный кабинет на базе краевой больницы – если он проживает на территории края, или же «Профессорской клиники», если он имеет прописку в Красноярске, ему подбирается медикаментозная терапия, и уже потом, в случае, когда она становится малоэффективной, прибегают к хирургическому методу. Это не массовая операция – думаю, 15–20 квот в год закрывали бы потребности нашего региона.

Первые операции по такой методике в Красноярске провели врачи высшей квалификационной категории краевой клинической больницы Андрей Дунайцев и Игорь Иващенко под руководством Александра Дмитриева, заведующего функциональным нейрохирургическим отделением Федерального центра нейрохирургии.

Когда терять нечего

В числе первых пациентов был житель Норильска Юрий Владимирович. На сегодняшний момент он уже выписался из больницы. На вопрос, насколько сложно было решиться на такое вмешательство, откровенно говорит: терять было уже нечего:

– Я был уверен, что, как бы ни прошла операция, хуже уже не станет. Я почти все время находился дома. Если и выходил куда-то недалеко, боясь, что «прихватит» в любой момент, то нередко приходилось вызывать такси: самостоятельно бы уже не дошел. После операции мне стало легче.

Я же не старый еще, 52 года, ребенок младший только школу оканчивает. Хочется жить нормально. Таблеток уже такую дозу принимаю, что увеличивать ее просто некуда. Первые симптомы у меня уже с 40 лет появились. Жена заметила, что руку согнутой все время держу, к телу прижимаю, ноги волочить стал, шоркал так обувью, что все подошвы стирались. В Норильске врачи поставили предварительно диагноз, а в Красноярске его уже подтвердили.

Еще и климат влияет, думаю, однозначно надо переезжать «на материк» – в морозы мне совсем плохо, рука не двигается – не могу из кармана телефон достать. Даже не думал, честно сказать, что меня такая болезнь настигнет, и в чем причина – не знаю. У родственников такого не было. Я более 20 лет отработал в шахте, переехав на Север из Луганской области в 90-е годы, но и профзаболеванием это не считается, как мне сказали после обследования.

Увы, обычная история обычного пациента: болезнь Паркинсона редко диагностируют на самом раннем этапе, когда изменения еще не такие большие.

Врачи отмечают – когда появляются выраженные симптомы, половина «темной субстанции» – так называют область мозга, где нейроны имеют более темную окраску, – уже повреждена. А это говорит о том, что справиться с тяжелыми нарушениями, возникшими на этом этапе, будет непросто. На что нужно обратить внимание?

Болезнь Паркинсона называют болезнью «боли». Болит спина, шея, суставы. Страдает мелкая моторика – такому человеку сложно достать предмет из кармана, набрать СМС-сообщение на телефоне. Во время сна у человека – повышенная двигательная активность. Исчезновение обоняния – тот симптом, по которому мы уже привыкли диагностировать ковид, – также характерно для таких пациентов.

Появляется тремор, характерная сгорбленная поза «просителя» – это яркие признаки, по которым, как говорят специалисты, уже виден диагноз. Если вы заметили подобные симптомы у своих близких – сразу обращайтесь к врачу. Грамотно назначенное лечение поможет замедлить развитие заболевания и отодвинет тот печальный этап жизни, когда человек уже не сможет обходиться без чужой помощи.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности